Стройка ей к лицу
9 и 10 сентября Москва отмечает День города — 870 лет. За последнее время в столице появилось более 50 станций метро и Московское центральное кольцо, новые здания с использованием технологий «зеленой» энергетики и научные центры. Самые заметные и порой спорные проекты последних лет — в обзоре +1.
Проект по благоустройству города «Моя улица», превративший центр столицы в пыльную стройку, начался еще в 2015 году, а завершится только в 2018-м. На сегодняшний день реконструированы 106 улиц. Изучив тендеры на госзакупки, СМИ сообщили, что стоимость проекта за 2017 год составила 39,5 млрд рублей.
Помимо внешних изменений, программа ставила целью «повышение востребованности улиц маломобильными группами населения» и гуманизацию городской среды. Для этого строились парковки для инвалидов, на тротуары клали тактильные плиты, более удобные для передвижения слабовидящих граждан. В августе правозащитная организация для людей с инвалидностью «Перспектива» провела аудит доступности готовых объектов «Моей улицы». Оказалось, что, несмотря на некоторые улучшения, есть серьезные недоработки — отсутствуют таблички со шрифтом Брайля и предупредительные тактильные плитки перед переходами, установлены слишком высокие бордюрные камни.
В 2017 году столичные власти развернули программу реновации жилого фонда в Москве. Жителям домов, в основном так называемых «хрущевок», построенных с 1957 по 1968 год, власти предлагают бесплатное переселение в новые дома в том же районе. Цель программы, как говорят в мэрии, — не допустить превращения зданий в аварийные, избежать разрушений, которые приведут к обрушению.
За или против включения дома в программу реновации граждане голосовали с 15 мая по 15 июня. В финальный список зданий под снос вошли 5144 дома (более 350 тысяч квартир с 1 млн жителей). Программа вызвала разное отношение у москвичей. Большинство жителей голосовало за снос, а противники реновации выходили на митинги, заявляя о том, что законопроект недоработан, и альтернативу сносимым домам оценить невозможно.
Московскому центральному кольцу исполняется год: движение по нему запустили в сентябре 2016-го. Со станций МЦК открыто 14 пересадок на метро и шесть — на пригородные электропоезда. За год маршрутом воспользовались 93 млн человек, хотя власти рассчитывали всего на 75 млн. Несмотря на востребованность, проект может никогда не окупиться из-за своего масштаба. Затраты уже составили 140 млрд рублей, следующие 15 лет потребуют вложений в размере еще 200 млрд рублей.
Дворец спорта «ВТБ Арена» (в нем располагается стадион «Динамо») откроется только в середине 2018 года, но уже получил премию конгресса World Stadium Congress and Awards в Катаре в номинации «Лучшая будущая спортивная арена» (Future Sporting Venue Award). Жюри отметило роль стадиона как места, способствующего коммуникации локальных и международных сообществ. «Фактически речь идет о создании нового центра городской жизни», — описал цель проекта руководитель проекта «ВТБ Арена парк» Андрей Перегудов. Изначально на стадионе планировали проводить соревнования в рамках Чемпионата мира по футболу, однако FIFA приняла решение не делать этого из-за поздних сроков сдачи в эксплуатацию.
За 2017 год в Москве откроется 19 новых станций метро, а до 2020 года в столице построят еще 64 новые станции. По данным директора столичной подземки Дмитрия Пегова, в метро планируют проложить 148 км новых линий.
«Зарядье» — первый новый парк в столице за последние 70 лет, который откроется к 870-летнему юбилею Москвы. Он располагается прямо у стен Кремля, и его главная отличительная особенность — навесной «парящий мост». Благодаря 70-метровой консоли, поддерживающей его в воздухе, мост может попасть в Книгу рекордов Гиннеса. В парке также построят филармонию с солнечными батареями на крыше.
Первые башни делового центра «Москва-Сити» начали возводить еще в 2003 году, а завершить строительство обещают к 2018-му. Согласно плану, в комплексе будет 22 здания общей площадью 4,5 млн кв. метров. Пока в эксплуатацию сдано 13 из них площадью 2,5 млн кв. метров. Среди строящихся объектов — первый в Москве небоскреб, возведенный с применением «зеленых» технологий. Здание высотой в 50 этажей, строится по сертификату LEED Platinum для энергоэффективных зданий. Такой же сертификат есть у Северной башни «Москва-Сити».
Научно-техническая долина МГУ «Воробьевы Горы» по поручению президента России Владимира Путина должна быть достроена в Москве к 1 декабря 2017 года. Разработка ведется с 2013 года. На территории разместятся биомедицинский кластер с национальным банком-депозитарием живых систем, кластеры нанотехнологий и робототехники, космический кластер и другие лаборатории. Проект будет способствовать озеленению прилежащей территории и решать проблему жилья для студентов: в долине разобьют аллеи, а также построят общежития на 5 тысяч учащихся, площадью 153 тысяч кв. метров и медицинский центр.
Дублер МКАД на юге Москвы открылся всего неделю назад, дорога соединит районы Западное и Восточное Бирюлево. Раньше, чтобы попасть из одного района в другой, из-за Павелецкой железной дороги нужно было выезжать на МКАД и делать дополнительный крюк 5–7 км. Пропускная способность трассы — 1,5–2,2 тысячи машин в час. С появлением дороги также запущены маршруты наземного транспорта до станций метро «Царицыно» и «Пражская».
Автор
Екатерина Селиванова