«Мы можем погрузить человека в процесс, независимо от его физических возможностей»
22 февраля в недавно открывшемся общественном пространстве «Депо. Москва» прошел фестиваль «BURO.New Cool = ДЕПО», организованный онлайн-изданием BURO 24/7. Одним из его центральных событий стала выставка российских и зарубежных современных художников NEW ERA. Она затронула наиболее актуальные для текущего культурного контекста вопросы: технологии, взаимоотношения человека и природы и переосмысление таких жанров, как живопись и декоративно-прикладное искусство. Участница выставки художница, дизайнер и выпускница Chelsea College of Art & Design Аня Мохова рассказала +1 об особенностях иммерсивного искусства и его преимуществах для людей с ограниченными возможностями:
— Специально для выставки совместно с электронным музыкантом OMMA, участницей ателье Playtronica, мы создали иммерсивную инсталляцию, которая сразу задействует слух, зрение, обоняние и тактильные ощущения. Таким образом, обращаясь к разным органам чувств, мы не ограничиваем восприятие картины одним из них и можем погрузить человека в процесс, независимо от его физических возможностей. Например, в нашей инсталляции скульптурные детали создают оптическую иллюзию бесконечного трехмерного пространства, а прикасаясь к ним, человек может услышать мелодию, аромат, почувствовать текстуру материала.
Кинестетический опыт, связанный с передачей информации, может стать одной из новых форм восприятия искусства. На выставке NEW ERA наши объекты были сделаны из мыла — полностью органической субстанции — и при прикосновении издавали звук. На их месте могут быть растения, фрукты, организмы — любые органические объекты, которые при контакте могут принимать и транслировать сигналы, а в будущем, возможно, передавая гораздо более сложную информацию, чем звук.
Иммерсивные проекты реализуют в российских музеях, и это, на мой взгляд, очень важно. Мне, например, очень понравилась выставка «Игра с шедеврами», которая недавно открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Люди с ограничениями по зрению могут изучить одну из картин, потрогав руками барельеф. Практики инклюзивности также популярны в Пушкинском музее и в Музее современного искусства «Гараж».
Я долгое время провела в Великобритании и могу сказать, что там культура гораздо более доступна для людей с ограниченными возможностями здоровья. И вопрос не столько в том, готовы ли музеи реализовывать все формы восприятия искусства. Речь идет также о комфортности и адаптированности окружающего пространства. Человек может самостоятельно добраться до музея, не прибегая к посторонней помощи, потому что пространство города организовано для передвижения: есть общественный транспорт, оборудованный пандусами, звуковой сигнал на переходах и контрастные обозначения на тротуарах.
Автор
Евгения Чернышёва