Нет машины — нет проблемы
Продажи автомобилей снижаются, а производители инвестируют в беспилотный транспорт и онлайн-сервисы аренды машин
Личный автомобиль в крупных городах, по мнению экспертов, перестает быть самым удобным видом транспорта. Финансовые затраты на его обслуживание, пробки на дорогах и загрязнение воздуха все чаще вызывают озабоченность жителей мегаполисов, а развитие новых способов перемещения заставляет их пересмотреть свое отношение к вопросу приобретения машины. О новом тренде пишет Bloomberg.
Продажи автомобилей в США снизились в этом году после нескольких лет рекордного роста. По прогнозам аналитиков, показатели никогда больше не вернутся на прежний уровень. Во всем мире люди продолжают переезжать в мегаполисы. Ожидается, что к середине текущего столетия в городах будет проживать две трети мирового населения, и автомобиль в этих условиях может стать дорогостоящим обременением.
По данным исследования компании Sivak Applied Research, молодые люди сейчас отказываются от личного транспорта. Только 26% американских подростков в возрасте 16 лет получили водительские права в 2017 году, тогда как 36 лет назад эта цифра составляла почти 50%. Похожая ситуация в Великобритании, где количество 17-летних граждан, желающих сдать экзамен по вождению, за последнее десятилетие сократилось на 28%.
Чтобы сохранить прибыль, автопроизводители оснащают автомобили дорогими высокотехнологичными устройствами, увеличивая, таким образом, среднюю стоимость единицы техники. В США в прошлом году, как отмечается в исследовании компании Kelley Blue Book, занимающейся анализом американского авторынка, цена новой машины составила рекордные $37 777. Отказ от автомобиля по финансовым соображениям становится все более актуальным, так как затраты на личное авто растут, а время использования машины составляет лишь несколько часов в день.
Еще одной причиной в пользу отказа от личного транспорта является решение властей многих мегаполисов ограничить въезд автомобилей в центр города, как, например, произошло в Лондоне, Мадриде и Мехико. Помимо этого, широкое распространение получили мобильные приложения, посредством которых всегда можно заказать машину. По мнению экспертов, в дальнейшем это также сократит потребность в личных автомобилях, которых сейчас насчитывается около 1,3 млрд.
Исследовательская компания IHS Markit отмечает наибольшее влияние мобильных технологий в Китае, где жители все чаще отказываются от покупки машины и выбирают сервисы онлайн-заказа такси. Так, в прошлом году на фоне падения продаж автомобилей на 18% 550 млн китайцев совершили 10 млрд поездок посредством Didi — китайского аналога Uber. Это вдвое больше количества поездок Uber во всем мире за 2018 год.
«Все больше китайцев выбирают сервис, который обеспечивает мобильность, а не владение автомобилем», — предупреждает Майкл Дан, генеральный директор компании ZoZo Go, занимающейся исследованиями авторынка.
Десять лет назад лидеры автомобильной промышленности предсказывали, что ежегодные глобальные продажи в настоящий момент превысят 100 млн. Однако в прошлом году он составил 94,2 млн, что на 1 млн меньше, чем в 2017 году. Эксперты компании IHS Markit прогнозирует, что отметка в 100 млн проданных транспортных средств в год будет преодолена в следующем десятилетии, но только из-за роста продаж в Китае, Индии, России и на других развивающихся рынках.
«Переломный момент во всем мире наступит в конце следующего десятилетия, когда получат распространение беспилотные автомобили», — говорит эксперт консалтинговой фирмы AlixPartners Марк Уэйкфилд. Замена водителя такси на робота, считает он, снизит расходы на поездку на 60%, что сделает ее намного дешевле поездки за рулем собственного транспорта.
Автопроизводители уже реагируют на последние тенденции. General Motors сокращает производство и инвестирует в беспилотный транспорт. Компания планирует закрыть пять автозаводов и вложить $1 млрд на разработку беспилотников, а также собирается запустить службу роботизированного такси уже в конце этого года.
Европейские автопроизводители Daimler и BMW в феврале заявили, что инвестируют более €1 млрд в совместные проекты каршеринга и сервисы онлайн-заказа машин. Ожидается, что предприятие ShareNow станет крупнейшим в мире каршеринговым оператором.
Кирстен Хейнеке, специалист по транспорту компании McKinsey, считает, что мобильное приложение в итоге заменит личный транспорт. Состоятельный человек, живущий за городом, сможет заказать беспилотное такси, которое доставит его до офиса. Обычный житель города сможет воспользоваться услугами беспилотного шаттла, который будет идти до метро. А добравшись на метро до центра города, при необходимости можно будет воспользоваться заранее забронированным электроскутером и на нем доехать до работы. «Это идеальное будущее транспортной мобильности в городе», — отмечает эксперт.
Однако остается вопрос о том, получит ли распространение такой способ передвижения в маленьких городах и в сельской местности. Эксперты предполагают, что люди, живущие в таких населенных пунктах, где расстояния велики, а плотность населения крайне мала, даже в 2050 году, вероятно, все-таки будут пользоваться личным транспортом.
Автор
Ксения Бондаренко