Новая реальность клерков
Как изменится жизнь офисных сотрудников после пандемии
Офисные сотрудники вряд ли могут надеяться на быстрое возвращение к привычному формату работы. Пока в одних компаниях планируют совсем отказаться от стационарных рабочих мест, в других рассматривают возможность перехода на гибкий график. Тем, кто в офис все же вернется, кажется, придется забыть о непринужденной болтовне с коллегами и печенье из общей вазы.
Будущее — в гибкости
Несмотря на снятие ограничений, некоторые компании еще некоторое время продолжат работать в дистанционном режиме. Сотрудников «Тинькофф Банка» оставили на удаленке до 1 августа, а работников Mail.ru Group, «Авито» и Qiwi — как минимум до конца лета. Занятым в Facebook и Google порекомендовали трудиться из дома в течение всего 2020 года. Те, кто работает в Twitter, могут и вовсе никогда не возвращаться в офис. Правда, это коснется только специалистов, чье присутствие на рабочем месте не требуется.
Но далеко не все офисные сотрудники с энтузиазмом относятся к работе в удаленном режиме: кто-то не может быть продуктивным в домашней обстановке, а кому-то мешают дети и отсутствие оборудованного рабочего места. Не готовы полностью отказаться от офисов и работодатели. Более 70% российских предпринимателей после пандемии намерены вернуть в офисы всех сотрудников, следует из результатов опроса аналитического центра НАФИ. Только 7% из 1,5 тыс. респондентов заявили о готовности к полному переходу на удаленную работу и 20% — к частичному.
«Многие будут рады вернуться в офис по банальной причине: двухмесячное заточение с семьей (при всей любви и уважении к своим близким) и не снижающиеся темпы работы — настоящее испытание, требующее высокого уровня коммуникативных способностей и навыков управления своим собственным ресурсом», — говорит Анна Алфимова, руководитель карьерной практики в Лаборатории карьеры Алены Владимирской. Однако радость от возвращения в офис будет недолгой, и люди начнут думать об удаленной работе как о благе. По словам эксперта, наиболее выигрышным для всех вариантом станет комбинация офисной и дистанционной работы. Сотрудникам такой формат дает ощущение контроля над своей жизнью. А работодатели смогут оптимизировать затраты на аренду и обеспечение офиса.
«Архитекторы, проектировщики и строители уже разрабатывают новые типы пространств, на которые в скором времени появится спрос, — добавляет Анна Алфимова. — Популярными станут смарт-офисы, позволяющие вести работу большой команде на площади вполовину меньше обычного за счет гибкой загрузки мощностей». Михаил Бродников, управляющий директор компании SOK, работающей в сфере офисной недвижимости, также прогнозирует рост спроса на смарт-офисы. В них люди смогут работать попеременно, предварительно забронировав место.
Екатерина Кузнецова, руководитель проекта EcoGreenOffice.Club («Клуб и Лаборатория зеленых офисов») отмечает, что офисы с четко закрепленными местами под каждого сотрудника постепенно уходят в прошлое. На смену им приходят гибкие пространства со свободной планировкой, которую можно подстраивать под нужды разных команд. По ее словам, пандемия ускорит этот процесс. Офисы станут местом для решения стратегических задач, тимбилдинга, мозговых штурмов, а техническая часть операционной работы будет выполняться удаленно. Правда, в этом случае встает вопрос о том, насколько сотруднику комфортно работать в домашних условиях. Некоторым работодателям предстоит подсчитать, что выгоднее: содержать офис под старых сотрудников, которые не могут работать из дома, или заменить их кадрами, способными к самоорганизации.
Один из оптимальных вариантов размещения сотрудников, по словам Екатерины Кузнецовой, — это коворкинг. «Бизнесу проще и дешевле заселиться в уже качественно созданное пространство со всеми удобствами, чем тратить время и деньги на ремонт и обслуживание своего здания, — объясняет специалист. — В коворкингах можно управлять уровнем шума, освещения, настраивать степень кулуарности пространства для командной или индивидуальной работы с помощью мебели и мобильных перегородок». Еще одно преимущество коворкингов состоит в том, что они могут соответствовать большинству требований «зеленых» стандартов: здоровая среда, ресурсосбережение, инфраструктура для спортивных и образовательных мероприятий, Это, по словам специалиста, отвечает и корпоративным требованиям крупных компаний.
Управление потоками людей
Компаниям, которые смогут управлять заполнением офисного пространства, будет легче соблюдать новые требования безопасности. Одно из них — размещение сотрудников на дистанции в два метра. Как отмечает издание The Wired, сложнее соблюдать такую рассадку в офисах открытого типа, или так называемых опен-спейсах, которые изначально создавались «для коллаборации, а не для изоляции». Такие помещения стали пользоваться популярностью в начале 2000-х годов. Эта трансформация привела к сокращению площади рабочего места. Так, в 2008 году она составляла 11,8 кв. м, а в 2009 году — 9,6 кв. м. Такие данные приводит Британский совет по офисным зданиям (British Council of Offices, BCO).
Беспокоятся о своей безопасности в офисах и сами сотрудники. Согласно результатам опроса Британского конгресса тред-юнионов (The Trades Union Congress, TUC) 39% работников в стране обеспокоены тем, что в офисах они не смогут дистанцироваться от своих коллег, а 28% — от клиентов и покупателей. Более трети (34%) респондентов пугает риск заразить членов своей семьи, а 17% — отсутствие средств индивидуальной защиты на рабочем месте. «Определенно появятся те, кто будет опасаться возвращения из-за вероятности заражения, — говорит Анна Алфимова. — Кому-то понадобится психологическая помощь, и в этом нет ничего странного. Компании, которые помогут и поддержат сотрудников хотя бы возможностью обратиться к штатному психологу, будут значительно выигрышнее смотреться на фоне остальных и смогут сохранить лояльность к бренду и дальнейшую вовлеченность».
В международной архитектурной компании Gensler создали приложение ReRun, планирующее рассадку офисных сотрудников на нужном расстоянии. В арсенале Gensler также есть программное обеспечение Wisp для координации передвижения людей в рабочих помещениях и коридорах. Еще одно решение разработали в американском стартапе Maptician. Программа Maptician Flex формирует графики посещений офиса в зависимости от ограничений по вместимости, а также позволяет отслеживать контакты сотрудников для выявления случаев заражения.
Разметка и бесконтактная сантехника
В некоторых организациях разрабатывают свои стратегии по адаптации офисов к новой посткарантинной реальности. Так, в коворкингах WeWork планируется ограничить вместимость общих залов и переговорных комнат. Кроме того, в них разместят указатели, напоминающие о необходимости соблюдать социальную дистанцию. Резидентам будут раздавать средства для индивидуальной защиты. В офисах поставщика финансовой информации для профессиональных участников рынков компании Bloomberg LP примут меры по социальному дистанцированию, разграничат маршруты передвижения людей и повысят качество уборки. В лондонском офисе архитектурного бюро Perkins + Will планируют убрать часть столов, чтобы увеличить расстояние между людьми. А благодаря нанесенной разметке люди смогут перемещаться в одном направлении, не сталкиваясь друг с другом.
В компании Cushman and Wakefield, специализирующейся на коммерческой недвижимости, разработали концепцию 6 Feet Office (в пер. с англ. — «Офис шести футов»). Авторы проекта предполагают, что она позволит вернуть сотрудников в офис без риска для их здоровья. Они предлагают организовать пространство таким образом, чтобы как за рабочими столами, так и в коридорах люди могли не приближаться друг к другу ближе чем на 6 футов (чуть менее 2 м).
В соответствии с рекомендациями BCO после возвращения сотрудников в офисах нужно будет чаще проводить уборку и тщательно очищать все поверхности: для этого придется убрать все лишнее со столов. При этом на них должны появиться салфетки и дезинфицирующие средства. Эксперты также рекомендуют сократить количество предметов общего пользования, по возможности установить автоматические двери и заменить краны и диспенсеры для мыла и санитайзеров на бесконтактные. «Бесконтактные устройства действительно требуют вложений, — объясняет исполнительный директор BCO Ричард Каунце. — Но многие из предлагаемых нами решений могут быть реализованы за относительно небольшую стоимость. <...> Это скорее вопрос усилий и дисциплины».
Анна Алфимова также считает, что во многих компаниях начнут уделять внимание бесконтактным технологиям: голосовому управлению коммуникациями, системам распознавания лиц и движений. А вот разметка появится там, где «страх нарушить все требования окажется выше здравого смысла». «Уже давно доказано, что среда способствует формированию поведения, это относится и к офисному пространству, — говорит специалист. — Если в офисе везде будут запрещающие знаки, ленты и разметки, максимум, к чему это приведет, — массовый невротизм. Куда важнее обеспечить грамотную вентиляцию, своевременную обработку поверхностей и, что самое главное, выстроить правильную коммуникацию внутри компании».
По мнению Екатерины Кузнецовой, снизить риск заражения позволят такие меры, как минимизация доступа заболевшим на объект и социальное дистанцирование, воздухообмен и микроклимат, бесконтактность, очищение поверхностей, уборка эффективными средствами, а также введение регламента действий для управления пространством в случае повторения ситуации. При этом важно соблюдать принципы циклической экономики и ответственного потребления, принципы «зеленого» строительства и эксплуатации офисных зданий. «Иначе мы в погоне за собственной безопасностью утопим планету в масках, перчатках и дезинфицирующих средствах», — говорит эксперт.
Автор
Евгения Чернышёва