Новые «технологии усыновления»
Тимур Кизяков, ведущий телепрограммы «Пока все дома», создатель «Видеопаспорта» и Марина Татарская, директор по связям с общественностью «Ферреро Руссия» рассказали +1 о том, как им удалось реализовать партнерский социальный проект в регионах.
Информационно-поисковая система для усыновителей «Видеопаспорт» была создана в 2007 году автором и ведущим телепрограммы «Пока все дома» Тимуром Кизяковым. Из видеопаспорта потенциальные приемные родители получают подробную информацию о ребенке, а ребенок из детского дома обретает шанс найти новую семью. Всего на сегодняшний день при финансовой поддержке «Ферреро Руссия» было создано 339 видеопаспортов детей. На момент публикации этого материала 207 детей уже устроены в приемные семьи. Документы еще 12 детей находятся на оформлении.
— Как в регионах сейчас реализуются социальные проекты? Можно ли говорить о том, что уровень доверия к социальным инвестициям там выше, чем в столицах?
Тимур Кизяков: — В рамках проекта «Видеопаспорт» у нас был опыт работы с Москвой. Но несмотря на хорошие результаты, после того как сменился мэр, решили поменять все, не задумываясь, что полезно, а что вредно. И сейчас для меня происходящее в Москве — загадка. Наш опыт работы в 36 регионах показал, что есть регионы дотационные, но прилагающие много усилий, и есть регионы, добывающие средства из земли, но абсолютно равнодушные к этой теме. Все зависит от человеческого фактора.
— Как выстроить эффективное взаимодействие с местными госорганами и НКО? Как избежать давления, навязывания со стороны региональных структур?
Марина Татарская: — Приходя в регион, начинать надо с выстраивания отношений с региональными властями и обязательно задавать вопросы — что вам нужно, какие у вас проблемы. С другой стороны, предприятия расположены в конкретных регионах, а производимая продукция, как правило, представлена на всей территории России. Мы, например, сохраняя приоритетность работы во Владимирской области, постоянно стараемся расширять географию нашего сотрудничества с «Видеопаспортом».
Т.К.: — Это и есть признак вдумчивой, истинной благотворительности, когда благо не ограничивается интересами производства или границами области, где оно расположено.
— При нехватке бюджетов на социальную сферу государство должно быть заинтересовано уходить от практики «затыкания дыр» и поддерживать эффективные проекты. Ваш опыт это подтверждает?
Т.К.: — Государство тоже состоит из людей, это не отдельно живущее существо. Мы сами были свято уверены, что как только «Видеопаспорт» покажет эффективность, государство это увидит и сразу скажет: «Да! Вот она — польза мне, государству». И так начнет своей могучей волей нас поддерживать, что большинство детей в семьи устроится, а бюджет средства сэкономит несметные... Но — ничего подобного. Если люди действуют в интересах детей, то инициатива сразу чувствуется. У нас в одном регионе эффективность «Видеопаспорта» превышает 90%, а в другом — лишь около 60-70%. И это подтверждение вышесказанного.
М.Т.: — Затраты на содержание одного ребенка в детском доме в течение 10 лет составляют около 10 млн рублей. И если объединить усилия региональных администраций, предприятий и инициаторов социального проекта, система «Видеопаспорт» выведет устройство детей в семьи на качественно новый уровень. Например, администрация выделяет 10 млн рублей, столько же готов вложить крупный производитель. Этой суммы хватает на содержание двух детей в детском доме в течение 10 лет, или же на профилактику сиротства, например, создание и поддержку 200 видеопаспортов, ожидаемая эффективность которых составляет 120-180 устроенных детей в семьи.
— Но бизнес строит свою стратегию лет на пять, как минимум, при том, что срок планирования у государства — на год от силы, как им скоординироваться?
М.Т.: — Можно планировать бюджет и на полгода, но с пониманием приоритетов на долгосрочную перспективу. Важно иметь собственное отношение к предлагаемой идее. Конечно, компания не может взять на себя все функции государства, ведь именно государство в первую очередь занимается социальным обеспечением населения. Но компании могут вносить реальный вклад в улучшение жизни в том регионе, где они работают.