СПЕЦПРОЕКТ Устойчивые города
26.11.2020

«Образование играет ключевую роль в решении экологических проблем»

Как обучение помогает повысить уровень экологической осознанности

Коллаж Тони Кротовой

Каждому необходимо понимать, к каким последствиям для окружающей среды приводит человеческая деятельность, и принимать на себя ответственность за эту деятельность. Экологически ответственное поведение характеризуется способностью относиться к природе бережно. В последнее время, особенно на фоне пандемии, уровень подобной осознанности людей постоянно растет — во многом это происходит благодаря доступу к большому количеству информации. Стимулировать экологически ответственное поведение могут образовательные организации.

Опрос консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) и исследовательской организации Dynata показал, что у 76% людей вопросы экологии вызывают такое же беспокойство, как состояние собственного здоровья. Еще 70% респондентов признались, что вспышка коронавируса помогла им больше узнать о негативном влиянии человека на окружающую среду. Опрос проводился в мае 2020 года, в нем участвовали 3,2 тыс. человек из восьми стран: Великобритании, США, Франции, Китая, Индии, Индонезии, Бразилии и Южно-Африканской Республики.

Исследование выявило, что более высоким уровнем экологической осознанности обладают молодые люди. Во время пандемии такие проблемы, как изменение климата, потеря биоразнообразия и нерациональное использование воды, особенно сильно начали волновать респондентов в возрасте от 25 до 44 лет. Респонденты старше 65 лет, наоборот, выражали самый низкий уровень обеспокоенности. 58% людей из возрастной группы от 18 до 24 лет уверены, что экологические проблемы не менее важны, чем экономические, а по мнению 20% из них — имеют приоритетное значение. В дополнение к этому авторы опроса узнали, что сложившаяся ситуация побудила людей к действиям. 40% участников сообщили, что в будущем они намерены вести более экологичный образ жизни: экономить электроэнергию, сортировать мусор, покупать товары местного производства.

В сентябре 2020 года исследователи из НИУ ВШЭ совместно с социальной сетью «ВКонтакте» решили выяснить, какие отношения с окружающей средой складываются у молодых людей. Они опросили 10,7 тыс. человек в возрасте от 14 до 24 лет, живущих в городах с населением более 100 тыс. человек. Оказалось, что проблемы экологии беспокоят 66% респондентов. Многие участники опроса занимают активную позицию в вопросах защиты окружающей среды. 43,5% молодых людей при покупке товаров обращают внимание на то, как их производство влияет на окружающую среду. 43% опрошенных сообщили, что они участвуют в акциях по уборке территорий, 40,4% — экономят воду, 38,4% — пользуются энергосберегающей бытовой техникой, 36% экономят электроэнергию. Менее одной трети участников сортируют и раздельно сдают отходы, экономят бумагу. «Поколение Z, будучи основным потребителем медиаконтента, стало трендсеттером бережного отношения к окружающей среде, — комментирует результаты исследования проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара. — Их родители были обеспокоены прежде всего обеспечением себя и своей семьи всем необходимым, вспоминая об экологии только на фоне глобальных проблем с климатом и загрязнением. В результате преодоления этого периода „всеобщей фабрики“ у современной молодежи и появилась возможность обратить внимание не только на развитие материального благополучия, но и на ответственный подход к природе и ее ресурсам».

Действенным инструментом для повышения уровня экологической осознанности горожан в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы считают дополнительные образовательные мероприятия, проводимые в интересных форматах
Действенным инструментом для повышения уровня экологической осознанности горожан в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы считают дополнительные образовательные мероприятия, проводимые в интересных форматах
Инфографика Юлии Дорофеевой

К противоположным выводам пришли сотрудники исследовательской компании Censuswide, которые провели опрос среди 4 тыс. британцев по заказу страховой фирмы Aviva. Оказалось, что взрослые люди чаще сортируют мусор (84% людей старше 55 лет по сравнению с 54% людей в возрасте от 16 до 24 лет), отказываются от одноразовых пластиковых предметов (66% и 55% соответственно), употребляют сезонные овощи и фрукты (47% и 33%) и стараются сократить количество авиаперелетов (24% и 21%). При этом молодые люди чаще, чем представители старшего поколения, практикуют веганство и покупают подержанные вещи.

Как на экологическую ответственность влияет образование

Авторы доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» из НИУ ВШЭ считают, что в основе экологически ответственного поведения лежит экологическая грамотность — знания и представления об окружающем мире из сферы естественных, социальных и гуманитарных наук. «Естественные науки объясняют причинно-следственные связи на стороне природы, социальные и гуманитарные — причинно-следственные связи на стороне человеческой деятельности, а также возможности устранения, смягчения, предотвращения проблем», — объясняют эксперты. По их мнению, ответственный человек способен прогнозировать результаты своих и чужих действий, принимать соответствующие решения, а затем выполнять их. При этом важно строить процесс образования на практических занятиях, а не на «пассивном получении информации». Этого можно добиться с помощью таких подходов, как обучение через овладение понятиями и принципами, обучение через исследование, проектное обучение.

Специалисты ЮНЕСКО уверены, что эффективное образование должно влиять на мышление людей. «Экологически ответственный способ жизни требует значительного изменения способа мышления. Образование должно стать частью такого изменения», — гласит один из основных тезисов опубликованного в 2016 году доклада «Образование в интересах людей и планеты. Построение устойчивого будущего для всех».

Важным событием на пути развития экологического образования во всем мире стала Конференция ООН по проблемам окружающей среды, проходившая с 5 по 16 июня в 1972 году. На ней была подписана декларация, в которой признается, что «сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира». Один из обозначенных в декларации принципов гласит, что дети и взрослые должны иметь доступ к актуальной научной информации о проблемах экологии и знать о возможных способах их решения.

В 1977 году под эгидой ООН прошло еще одно значимое для экопросвещения событие — Конференция по образованию в области окружающей среды в Тбилиси. Участники подписали Тбилисскую декларацию, в которой сформулированы основные цели и задачи экологического образования, а также рекомендации по его развитию. «Оно [образование в области окружающей среды] должно сосредотачиваться на практических проблемах и носить междисциплинарный характер, — говорится в документе. — <...> Оно не должно ограничиваться системой формального образования. <...> Его тематика должна касаться всех разделов школьной и внешкольной программы и образовывать единый и неделимый органический непрерывный процесс».

Эти требования не потеряли актуальности до сих пор, и элементы экологического образования активно внедряются в учебные планы многих стран, говорят в ЮНЕСКО. Эксперты проанализировали национальные программы в 78 странах и выяснили, что в 73% из них встречается термин «устойчивое развитие», в 55% — «экология» и в 47% — «экологическое образование». При этом в программах некоторых стран вопросам экологии уделяется приоритетное внимание.

Уроки экологии

Так, в Национальном совете по педагогическим исследованиям и подготовке кадров Индии в 2003 году разработали программу экологического образования для школьников 1–12 классов. Согласно постановлению Верховного суда ее должны использовать все школы во всех штатах. По данным на 2015 год (следует из доклада ЮНЕСКО), тему экологии изучали 300 млн учащихся в 1,3 млн учебных заведений.

В США нет национальной образовательной программы в области экологии: каждый штат самостоятельно разрабатывает план по повышению экологической грамотности учащихся. Работу в этом направлении курирует Управление по экологическому образованию (Office of Environmental Education), созданное при Агентстве по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency). Ведомство занимается обучением и повышением квалификации преподавателей, предоставляет им доступ к онлайн-ресурсам и научным публикациям, реализует грантовые программы.

В Швеции уроки, посвященные вопросам экологии, появились в школьной программе в конце 1960-х годов. Экологию преподают еще на дошкольном уровне. При этом предмет не объединен в один курс, а интегрирован во все занятия, начиная от домоводства и заканчивая естественными науками.

Министр образования Италии Лоренцо Фиорамонти в 2019 году объявил о том, что уроки, посвященные устойчивому развитию и изменению климата, станут обязательной частью школьной программы во всех государственных школах. На них должно отводиться по меньшей мере 33 часа в год. Учебные планы создаются международной группой исследователей, в которую входят, например, директор Центра по устойчивому развитию Колумбийского университета Джеффри Сакс и исследовательница из Института изменения климата при Оксфордском университете Кейт Раворт. Дети в возрасте от 6 до 11 лет узнают об экологических проблемах в формате сказок. Ученики средней школы изучат существующие проблемы с технической точки зрения, а старшеклассникам предстоит разобраться с ключевыми моментами из повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В России в рамках формального школьного образования вопросы экологии затрагивают на таких предметах, как «Окружающий мир», «Естествознание», «Обществознание» и других. В некоторых школах экология является предметом по выбору. Основным инструментом для повышения уровня экологической осознанности граждан выступают неформальные образовательные мероприятия, сообщается в докладе о состоянии окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В прошлом году в столице провели более 9,7 тыс. подобных мероприятий, в которых приняли участие свыше 450 тыс. человек. Это были в том числе мастер-классы (1,2 тыс. мероприятий), лекции (751), викторины (574), выставки (557), конкурсы (214), а также акции, фестивали, квесты. Чаще всего мероприятия проходят на особо охраняемых природных территориях или в эколого-просветительских центрах (ЭПЦ). Всего в Москве действует девять ЭПЦ, посещать которые могут как взрослые, так и дети. В 2020 году состоялось открытие десятого экоцентра «Цветоводство», который занимает павильон № 29 ВДНХ.

Как рассказали Plus-one.ru сотрудники Мосприроды, весной 2020 года ряд эколого-просветительских мероприятий трансформировали под формат социальных сетей. Так возник проект для школьников и студентов «Природа на удаленке», в рамках которого в соцсетях ведомства размещались мастер-классы, викторины, тесты и кроссворды, а также интересные факты о растениях и животных.

Сейчас россиян больше всего волнует проблема загрязнения воздуха: ее считают острой 22% опрошенных ВЦИОМ. 16% беспокоит проблема свалок, 13% — загрязнение рек и озер, 11% — несвоевременный вывоз мусора. По 6% респондентов недовольны качеством водопроводной воды, состоянием парков и лесов. Опрос проводился в январе 2019 года среди 1,6 тыс. людей старше 18 лет. 23% участников сообщили, что за последние пять лет в их городе (населенном пункте) состояние окружающей среды улучшилось, а 31% — что ухудшилось (по сравнению с 27% в 2018 году). По мнению большинства опрошенных, ответственность за состояние окружающей среды несут местные и региональные власти (30 и 23% соответственно). Только 21% респондентов уверены, что в сохранении природы могут участвовать и сами граждане. Результаты этого опроса расходятся с выводами экспертов Института экологии НИУ ВШЭ, которые проводили исследование в феврале-марте 2019 года с участием более 10 тыс. человек. Выяснилось, что проблема загрязнения природы беспокоит 94% россиян. К острым проблемам они отнесли мусорные полигоны, загрязнение водных объектов и воздуха.

«Образование играет ключевую роль в решении экологических проблем, независимо от того, является ли их причина экономической или демографической, возникли ли они на глобальном или национальном уровне, либо вследствие индивидуального поведения. Образование можно направить на смягчение специфических экологических проблем и противостояние их влиянию, а также на изменение поведения, из-за которого они возникли», — констатируют эксперты ЮНЕСКО.