Онлайн не заменит офлайн

Какие тенденции сформировались в сфере образования в результате пандемии

Фото: Unsplash

Первая волна пандемии стала стресс-тестом для образовательной системы. Как следует из оценок ООН, почти 1,6 млрд учащихся, или 94% от всех зачисленных в дошкольные, школьные и высшие учебные заведения, столкнулись с нарушением учебного процесса. Сложно пришлось всем: и учителям, и учащимся, и их родителям. Онлайн-обучение вряд ли полностью заменит офлайн. Но вынужденный переход на дистанционный формат показал, что привычные подходы к обучению нужно менять и цифровые инструменты могут в этом помочь.

«Будто на нас вылили ушат воды»

В России школьники начали учиться удаленно в конце марта. В сентябре они вернулись к очному обучению, однако затем их снова начали переводить в онлайн. Ученики 6–11 классов продолжают учиться из дома, а большинство детей из 1–5 классов посещают школы, так как им сложно заниматься самостоятельно. На карантин закрыты 108 школ в 34 российских регионах — около 0,27% от общего числа.

И если сейчас у всех участников образовательного процесса уже есть опыт взаимодействия в онлайн-режиме, то весной многие пребывали в шоковом состоянии. «То, что было в первую волну пандемии, можно назвать термином „шоковая инновация“, — пояснила Plus-one.ru директор Центра изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева. — Изменения происходили не постепенно, через диффузию, а очень резко, будто на нас вылили ушат воды». Эксперт объясняет, что традиционно для внедрения инноваций требуется какое-то время: всегда есть те, кто готов быстро подхватить что-то новое, и те, кому нужно время на адаптацию. А сфера образования консервативна по своей природе, и процесс внедрения нового происходит здесь довольно медленно. «Это был такой шок: готов ты или не готов, всем пришлось в это как-то впрыгивать», — добавляет Диана Королева. Причем переход на дистанционное обучение, по ее словам, был шоком не только для России, но для всех стран. Даже в Сингапуре, где давно практикуется онлайн-обучение, властям пришлось существенно перестраивать все процессы.

Внезапное изменение традиционного образовательного процесса выявило узкое место всей системы. «Институт школы за последние много лет кардинально не изменился, — объясняет научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Наталья Исаева. — Даже прошедший кризис не смог вывести из равновесия систему, она тяготеет вернуться в прошлое состояние. Пандемия подсветила проблемы, которые существовали в школе до перехода в дистант и на которые теперь сложно не обратить внимание. И в первую очередь речь идет о неравном доступе к образованию».

По словам Натальи Исаевой, сильнее всего качество обучения снизилось для детей из менее благополучных и обеспеченных семей. Эта группа учеников не могла рассчитывать ни на организационную, ни на содержательную поддержку со стороны родителей. Такие семьи также испытывали технические трудности. На эти особенности указывают исследования, посвященные влиянию COVID-19 на образование в мире.

Учителя, участвовавшие в международном исследовании «Школьный барометр», говорили, что со многими учащимися было сложно выйти на связь из-за слабой материально-технической базы и низкоскоростного интернета. Инициатива была запущена консорциумом World Education Leadership Symposium и участниками проекта World School Leadership Study в Германии, Австрии и Швейцарии. Россия присоединилась к исследованию в апреле, процесс курировали сотрудники Лаборатории управления школой Института образования НИУ ВШЭ. В опросе участвовали более 70,2 тыс. респондентов: представители органов управления образованием и школьных администраций, учителя, ученики, родители.

Повсеместные трудности

Вторая проблема, на которую указывает Наталья Исаева, — нехватка цифровых компетенций и самостоятельности у школьников. В результате вся нагрузка ложится на плечи родителей, которые испытывают еще больший стресс, чем учителя. Так, с апреля по июнь исследователи из Университета Уэйна опросили 152 жителя Детройта, штат Мичиган, дети которых перешли на дистанционное обучение. Из них 34% сообщили о том, что у них вырос уровень тревожности, а 27% признались, что в этот период они пребывали в подавленном настроении. С самыми серьезными трудностями столкнулись семьи, которые из-за COVID-19 потеряли доход, лишились продовольственной безопасности и доступа к медицинскому обслуживанию, отмечают эксперты.

Кроме того, сложившаяся ситуация увеличила разрыв между школьниками с высокой и низкой успеваемостью. «Мотивированные дети, которые и в обычных условиях показывали высокие результаты, при переходе на дистанционный формат не испытывают трудностей, а где-то становятся еще более продуктивными и быстрее усваивают материал. Школьники без навыков самостоятельного обучения в ситуации с онлайн теряют даже эту мотивацию и вовсе перестают учиться», — говорит Наталья Исаева.

Эти выводы подтверждают результаты онлайн-исследования, проведенного в июне 2020 года немецкой исследовательской группой CESifo. Ученые провели опрос среди более 1 тыс. родителей детей школьного возраста, живущих в Германии. Оказалось, что во время карантина школьники тратили на учебу (непосредственно уроки и дополнительные занятия: чтение, музыку, спорт и другие) в два раза меньше времени. В результате продолжительность занятий составила 3,6 часа вместо привычных 7,4 часа. При этом ученики с низкой успеваемостью занимались в среднем на полчаса меньше, чем те, кто обычно получает хорошие оценки. Время, которое дети уделяли таким занятиям, как просмотр телевизора, компьютерные игры и использование социальных сетей, наоборот, увеличилось — с 4 до 5,2 часа. Школьники с низкой успеваемостью тратили на это в среднем на 1,7 часа больше, чем обычно, а с высокой — на один час. Разница также наблюдалась между девочками и мальчиками: если первые занимались на 3,5 часа меньше, то вторые — на 4 часа. Мальчики также больше времени проводили за компьютерными играми.

Исследователи из Института образования Университетского колледжа Лондона (UCL Institute of Education) также заметили, что после перехода на дистанционное обучение школьники в Великобритании стали учиться менее усердно. Так, в среднем ученики тратили на занятия 2,5 часа в день. Эта цифра оказалась вдвое меньше времени, рекомендованного экспертами ранее. Опрос провели в конце апреля в рамках социологического исследования Understanding Society. В нем участвовали более 4,5 тыс. детей со всей страны. Ученые предположили, что дети, получавшие бесплатное школьное питание, находились в более неблагоприятном положении. Например, 20% из этой группы не имеют дома компьютеров, тогда как среди остальных учеников такая же проблема есть только у 7% опрошенных. «Отсутствие компьютера может серьезно помешать выполнению домашнего задания», — обращает внимание ведущий автор работы Фрэнсис Грин.

В долгосрочной перспективе нарушение учебного процесса может усугубить проблему социального и экономического неравенства. Экономисты Людгер Вессманн (Германия) и Эрик Ханушек (США) подсчитали, что каждый дополнительный год обучения увеличивает доход в среднем на 7,5–10%. Школьники, пропустившие около трети учебного года, будут зарабатывать на 3% меньше в течение жизни, чем в том случае, если бы школы не закрывались. Эти показатели могут быть еще выше для учеников из малообеспеченных семей, подчеркивают эксперты. Кроме того, снижение уровня образованности и сокращение доходов негативно сказываются на развитии национальной экономики. Только в США из-за закрытия школ ВВП может сократиться на 1,5%, что эквивалентно $14,2 трлн. При этом, по оценкам ЮНИСЕФ, во время первой вспышки заболеваемости более трети школьников (463 млн) во всем мире перестали учиться, так как у них не было возможности делать это дистанционно. Чаще всего с такой проблемой сталкивались ученики из бедных стран Африки (преимущественно к югу от Сахары), Восточной и Южной Азии.

Диана Королева напоминает, что переход на онлайн-обучение сложно давался и учителям. В марте сотрудники Центра изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ провели опрос среди более 8,1 тыс. учителей и представителей администрации 190 общеобразовательных школ в разных регионах России. Оказалось, что 57% школьных работников не проводили уроки в дистанционном формате, 23% занимались с учениками онлайн несколько раз и только 5% делали это регулярно. Самый большой опыт использования технологий был у учителей информатики, физики и иностранных языков. А наименее подготовленными оказались учителя русского языка, математики, физкультуры, предметов из сферы искусства. Мало опыта было и у школьных психологов, социальных педагогов и методистов — именно эти работники должны участвовать в организации дистанционного обучения и помогать ученикам справляться с негативными последствиями пандемии.

Положительные моменты

Между тем эксперты отмечают, что у всех непредсказуемо возникших процессов, вызывающих чувство растерянности, всегда есть положительные стороны. В последние годы многие говорили о том, что учителям необходимо осваивать новые технологии. В частности, на это направлен федеральный проект «Учитель будущего» (входит в национальный проект «Образование»), принятый в России еще в 2018 году. Однако цифровые компетенции осваивались медленно, и к полному переходу на дистанционный режим учителя оказались не готовы. Диана Королева прогнозирует, что в будущем может начаться резкий откат в офлайн: психологически люди очень устали от онлайна и стали ценить живое общение. При этом многие цифровые технологии останутся в педагогической практике. Другое преимущество дистанционных занятий, по ее мнению, заключается в том, что онлайн-обучение помогает повысить качество образования там, где оно не дотягивает до нужного уровня, например в сельской местности.

Наталья Исаева считает, что масштабных изменений в системе в целом пока ждать не стоит. Но многие увидели в дистанционных форматах много возможностей. Например, учителя могут заранее записывать уроки и использовать сторонние ресурсы. Это высвободит время и изменит формат взаимодействия с учениками. Возможно, трансформируется и физическое пространство школы: там появятся коворкинги и места для индивидуальных занятий. «Уже сейчас некоторые школы начинают предлагать смешанные форматы обучения, которые позволяют выстраивать полноценные индивидуальные траектории обучения, — добавляет она. — И сами школьники уверены, что часть школьной программы стоит в обязательном порядке вынести в дистанционный формат. Особенно актуальным это видится старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ».

Об изменении подходов к обучению также говорят результаты исследования образовательной платформы «Учи.ру» и PR-агентства Vinci Agency. Его цель — узнать, какие тренды, ставшие популярными в сфере школьного образования во время пандемии, сохранятся и после нее. Авторы изучили данные международных организаций (ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества, Открытый университет Великобритании и другие) и поисковые запросы в Google. Один из них — цифровизация образования: в школах стали активно использоваться МООКи (массовый открытый онлайн-курс), а также инструменты для видеоконференций — например, Zoom. Другой тренд — растущая востребованность использовавшихся ранее подходов к обучению. Это, например, обучение по запросу, когда ученик самостоятельно осваивает материал и может делиться идеями на занятиях, и мобильное обучение с помощью персональных гаджетов. Интересно также гибкое и смешанное обучение, при котором занятия проходят в онлайн- и офлайн-формате, а ученики сами выбирают дисциплины. Еще один продуктивный подход — так называемый «перевернутый класс»: школьники изучают новый материал дома, но выполняют задания в классе.

Непрерывное обучение и EdTech-инструменты в школе

Пандемия стала драйвером изменений не только в традиционной образовательной системе, но и на рынке EdTech (от англ. educational technology — образовательные технологии). Например, как сообщает издание Fast Company, с марта по апрель 2020 года количество владельцев базовой подписки на курсы образовательной платформы Coursera увеличилось на 398% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число бизнес-подписок выросло на 324%, а число подписок со стороны студентов — на 1 662%. С февраля инвестиции в компанию превысили $130 млн.

Кроме того, вырос спрос на занятия, направленные на развлечение, расширение кругозора и получение практических навыков. Так, сооснователь компании MasterClass Дэвид Роже сообщил, что во время пандемии выручка компании увеличилась в 10 раз в годовом выражении. Подписка на платформу стоит $180 в год, за эту сумму пользователи получают безлимитный доступ ко всем курсам. Тематика разнообразна: от дрессировки собак, кулинарии и садоводства до науки и государственного управления. Многие из курсов ведут известные люди, включая шеф-повара Гордона Рамзи, теннисистку Серену Уильямс, рэпера и продюсера Тимбалэнда. Растет число тех, кто интересуется мастер-классами в прямых эфирах Instagram (Instagram Live). В частности, уроки макияжа в аккаунте американского интернет-магазина ColourPop Cosmetics смотрели более 697 тыс. человек, а уроки поэзии писательницы Рупи Каур — 657 тыс.

Фото: Unsplash

По данным аналитической компании HolonIQ, в 2019 году объем мирового рынка онлайн-обучения составлял $163 млрд. До пандемии эксперты предсказывали, что в ближайшие пять лет он будет расти со скоростью 13,1% в год и к 2025 году достигнет $341 млрд. После вспышки коронавируса они скорректировали прогнозы: ожидается, что в 2025 году объем EdTech-рынка будет оцениваться в $404 млрд, среднегодовой темп роста составит 16,3%. На этот сектор будет приходиться 5,2% от объема всего рынка образования, который к тому моменту должен достичь $7,3 трлн.

В России, по оценкам РБК, объем рынка EdTech в 2019 году составлял 30 млрд рублей. Около 30% этой суммы приходилось на долю 35 самых крупных игроков, в том числе Skyeng (1,1 млрд рублей), «Нетология-групп» (780 млн рублей), iSpring (627 млн рублей), Maximum Education (600 млн рублей), «Умней» (530 млн рублей), Skillbox (540 млн рублей), «Учи.ру» (500 млн) и другие.

«Пандемия — не основной драйвер развития EdTech, однако она существенно повлияла на интерес к образовательным платформам, — говорит руководитель отдела регионального развития „Учи.ру“ Сергей Веременко. — Востребованность образовательных онлайн-продуктов значительно выросла: для некоторых людей онлайн-формат обучения стал вынужденным и единственным, для многих знакомство с цифровыми образовательными платформами стало первым подобным опытом, и он оказался положительным. Особенно заметно внимание к проектам для школьников и для дополнительного образования взрослых». Эксперт отмечает, что EdTech-инструменты интегрируются в систему образования: их используют как учителя, так и школьники для самостоятельной подготовки.

В начале пандемии образовательные платформы стали предлагать пользователям бесплатные решения. Например, «Учи.ру» запустили сервис «Виртуальный класс» (помогает обеспечить проведение видеоуроков) и транслировали готовые онлайн-уроки по основным предметам с 1-го по 8-й класс. Учителям предоставлялись бесплатные методические материалы с пошаговыми рекомендациями, курсы повышения квалификации, конференции и вебинары. Платформа MAXIMUM Education совместно с ИТ-компанией Mail.ru Group запустили в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» Открытую онлайн-школу, где проходили уроки по всем школьным предметам для 5–11 классов. MAXIMUM Education также помогали учителям осваивать цифровые инструменты, проводили для них семинары.

«Пусть государственное образование столкнулось с огромным количеством проблем, частный сектор в этом году активно развивается и стал более привлекательным для предпринимателей, инвесторов и крупных компаний, — заключает основатель и генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков. — Почему это важно? Потому что частный сектор быстро развивает новые подходы, технологии и методологии, которые продвинут весь рынок».