Пандемия спровоцировала спрос на онлайн-сервисы планирования смерти

Основатели стартапов надеются изменить отношение людей к умиранию

Фото: iStock.com

Американские компании, помогающие подготовиться к смерти, в последнее время сталкиваются с повышенным спросом на свои услуги. Например, с февраля по июнь на сайте сервиса Cake, с помощью которого люди могут поделиться предсмертными пожеланиями с близкими, регистрировалось в пять раз больше людей, чем обычно. В конкурирующей компании — Lantern — сообщили, что количество пользователей увеличилось на 123%. Большая часть новых аккаунтов принадлежит людям моложе 45 лет. Но основатели стартапов, как отмечает издание The New York Times, не пытаются извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Они хотят, чтобы люди изменили свое отношение к феномену смерти, так как это позволит им прожить более продуктивную и счастливую жизнь.

Бета-версию онлайн-сервиса Cake (в пер. с англ. — «Торт») представили на конференции Массачусетского технологического университета Hacking Medicine в 2015 году. Компания помогает клиентам спланировать похороны и решить связанные с ними вопросы, чтобы избавить близких от лишних хлопот. В анкете пользователи указывают, как родственники или друзья должны поступить с прахом, имуществом или аккаунтами в социальных сетях. Они также могут назначить человека, ответственного за принятие решений, выбрать музыку для прощальной церемонии или надпись для надгробной доски. Например, 24-летняя жительница Нью-Йорка Изабель Родригес хочет, чтобы после смерти на ее странице в Twitter опубликовали отрывок из стихотворения «Леди Лазарь» американской поэтессы Сильвии Плат. «Все мои друзья знают, что я одержима Сильвией Плат, — объясняет девушка в интервью The New York Times. — Это лучший способ заявить о себе в последний раз».

В свой профиль на сайте также можно загрузить документы, например медицинские справки или страховку. Авторы проекта гарантируют полную сохранность и конфиденциальность данных. При желании пользователи могут отправить список пожеланий своим близким в электронном виде или распечатать его на бумаге. Сервис полностью бесплатный. Компания существует за счет венчурных инвестиций и продвигает свои услуги через партнеров. В частности, организация сотрудничает с британским банком NatWest, массачусетской сетью медучреждений Mass General Brigham (в прошлом — Partners HealthCare) и медицинским центром Ariadne Labs, который управляется Гарвардской школой общественного здравоохранения и женской больницей Бригхэма.

Название для стартапа выбрано не случайно. Торт — это символ празднования важных жизненных этапов, и смерть можно считать одним из них. Грамотное планирование своего ухода поможет жить более осознанно, добиваться своих целей и ценить отношения с другими людьми, подчеркивают в компании. Изначально интерес к сервису редко проявляли люди в возрасте от 20 до 30 лет. Но во время пандемии, по словам главы Cake Сьюлин Чен, эта тенденция изменилась. Миллениалы (люди, родившиеся между 1980 и 2000 годами) стали более открыто говорить о смерти и о своих чувствах, эта тема стала активно обсуждаться в социальных сетях. В компании даже создали форум, где все желающие могут делиться переживаниями, задавать друг другу вопросы.

Фото: iStock.com

Другой сервис — Lantern (в пер. с англ. — «Фонарь») — также поможет пользователям составить список пожеланий, касающихся организации похорон, управления аккаунтами в социальных сетях, публикации некрологов и других вопросов. При необходимости желающие могут обратиться за советом к консультанту. Кроме того, на платформе публикуют материалы, которые «помогут в принятии важных решений». Стартап существует с 2018 года, его основали американки Лиз Эдди и Алисса Рудерман.

Еще одна молодая американская компания, которая столкнулась с повышенным спросом на свои услуги во время пандемии, — Near (в пер. с англ. — «Рядом»). На платформе можно найти специалистов, которые помогут облегчить процесс ухода из жизни. Среди них — арт-терапевты, массажисты, организаторы похорон, юристы, специалисты по недвижимости, фотографы, доулы смерти (от англ. death doula, человек, который помогает удовлетворить физические и психологические потребности умирающего). Организация стремительно развивается, и недавно основатели решили искать инвестиции, пишет The New York Times.

Канадская ритуальная служба New Narrative (в пер. с англ. — «Новая история») во время вспышки коронавируса изменила формат работы. Теперь вместо традиционных похорон она организует виртуальные прощальные церемонии в Zoom. Длительность мероприятия составляет от 60 до 90 минут, к трансляции могут подключиться до 1 тыс. человек. В компании также обещают оказать моральную поддержку всем нуждающимся по электронной почте или телефону.

Как отмечает The New York Times, адаптироваться к ситуации с коронавирусом пришлось всем компаниям. Они даже начали взаимодействовать между собой в корпоративном мессенджере Slack. Сейчас в чате под названием Death & Co (в пер. с англ. — «Смерть и Ко») насчитывается около 70 участников. Некоторые из них внесли свой вклад в создание «белой книги» (от англ. white paper, справочный документ, руководство) для похоронного бизнеса во время пандемии. Среди других видов совместной деятельности: сбор денег на средства индивидуальной защиты для работников похоронных бюро, съемка видео для врачей с рекомендациями о том, как готовить пациентов к смерти. Сотрудники компании Eterneva, которая превращает прах людей и животных в алмазы, при поддержке других участников группы запустили в Instagram серию прямых эфиров, посвященных коллективному горю. Компания LifeWeb360, создающая памятные альбомы и фотокниги, совместно с New Narrative готовит инструкции по организации виртуальных прощальных церемоний. Основательница Near Кристи Кнутсон использовала для своего сервиса чат поиска специалистов. «Как раньше уже не будет, — заключает Сьюлин Чен из Cake. — Это положительный момент — осознать тот факт, что мы не бессмертны».

По данным на 27 июля, во всем мире зарегистрировано более 16,4 млн зараженных коронавирусом. Более 10 млн людей вылечились, более 653 тыс. человек погибли.