15.10.2021
Партнерский материал
Общество

Почему бизнес должен поддерживать молодежь

Человеческий капитал — один из самых значимых активов компании, и пандемия заставила владельцев бизнеса в этом убедиться. Эксперты отмечают, что организации, которые эффективно управляют человеческими ресурсами и вкладываются в поддержку сотрудников — особенно молодых, — имеют больше шансов на успех в долгосрочной перспективе.

Фото: iStock

Молодежь и проблемы с выходом на рынок труда

Молодые люди обладают высоким уровнем энтузиазма, энергии и мотивации. У них своя точка зрения, они быстро адаптируются к новым условиям, активно осваивают новые технологии и всегда готовы учиться новому — все это можно использовать на благо компании и экономики в целом. Однако молодежь во всем мире сейчас находится не в самой благоприятной ситуации.

Треть молодежи (31%) утверждает, что знания и навыки, полученные в процессе образования, не соответствуют ее карьерным устремлениям. Еще 39% молодых людей признаются, что в том месте, где они живут, нет работы, на которую они хотели бы устроиться. Такие результаты показал опрос с участием 40 тыс. респондентов из 150 стран, который проходил в феврале 2020 года на платформе для обмена информацией U-Report. Она была создана ЮНИСЕФ для вовлечения молодежи в обсуждение и решение жизненно важных вопросов.

Участие бизнеса в повышении профессиональной квалификации людей может принести экономическую выгоду. Это отмечают специалисты из аудиторской компании PwC, которая сотрудничает с ЮНИСЕФ в вопросах поддержки молодежи. Ранее они выяснили, что, по мнению 32% руководителей компаний, отсутствие необходимых навыков у сотрудников является одной из основных угроз для развития организации. 24% из более чем 1,7 тыс. топ-менеджеров в течение следующих трех лет намерены значительно увеличить инвестиции в развитие и поддержку талантов.

В ЮНИСЕФ напоминают, что каждый месяц более 10 млн молодых людей достигают трудоспособного возраста, большинство из них живут в странах с низким и средним уровнем доходов. В среднем одному молодому человеку требуется около полутора лет, чтобы выйти на рынок труда, и более четырех лет, чтобы найти первую достойную работу. В будущем положение молодежи может стать еще хуже. Ожидается, что к середине 2030-х годов от 20 до 40% рабочих мест, сейчас принадлежащих молодым людям в возрасте 16–24 лет, могут быть заняты автоматизированными системами.

Безработные и неактивные

На проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, указывает и научный сотрудник Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Анна Зудина. В основу ее работы легли данные исследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» за 2000–2016 годы. Анализ показал, что в 2016 году около 2,2 млн людей в возрасте от 15 до 24 лет имели статус NEET (англ. — Not in Employment, Education or Training), то есть не работали и не учились. Это около 15% всей молодежи этого возраста.

Российскую молодежь, которая не учится и не работает, эксперт делит на две категории. Первая, NEET-безработные, — те, кто не трудоустроен, но ищет работу и готов к ней приступить. Вторая, NEET-неактивные, — те, кто не готов выйти на рынок труда, в том числе из-за состояния здоровья или необходимости заботиться о детях и родственниках. Большинство молодых людей в России — это NEET-безработные. В 2015-2016 годах их доля достигала 9-10% — это максимальный показатель с начала XXI века. Стать безработными, как выяснилось, больше всего рискуют люди, получившие некачественное, в том числе высшее, образование и не способные конкурировать за предложения на рынке труда. Попасть во вторую категорию с большей вероятностью могут жители небольших поселений и женщины в браке. Кроме того, это люди, которые получили неполное образование, например окончили профессиональные училища после средней школы.

Кто и зачем инвестирует в молодежь

Многие организации осознают важность поддержки молодежи и вкладывают в нее много ресурсов. Так, например, в 2018 году по инициативе ООН была запущена инициатива Generation Unlimited, которую координирует ЮНИСЕФ. Государственные и коммерческие организации развивают программы, направленные на поддержку молодых людей. Цель подобной деятельности — помочь им получить образование, профессиональную подготовку и выйти на рынок труда.

Согласно определению Всемирного банка, человеческий капитал — это знания и навыки, которые люди накапливают на протяжении жизни. Они помогают им реализовывать свой потенциал и вносить вклад в обеспечение устойчивого экономического роста. Развитию человеческого капитала способствуют инвестиции в повышение качества питания, медицину, образование и создание рабочих мест.

В 2019 году Всемирный банк инвестировал в программу по развитию человеческого капитала $1 млрд. В организации также разработали Индекс человеческого капитала (ИЧК), которым родившиеся дети будут обладать к 18-летию. Последний ИЧК, опубликованный в 2020 году, учитывает данные о состоянии здоровья и уровне образования в 174 странах, где проживает 98% мирового населения. В соответствии с ним 56% детей во всем мире будут обладать лишь половиной производительности от той, которую они могли бы иметь при наличии доступа к образованию и крепкого здоровья. Для стран с низким уровнем доходов средний показатель составляет 37%, а с высоким — 70%. В России ИЧК оценивается в 68%.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) в начале 2020 года запустил инициативу Reskilling Revolution. Ее цель — к 2030 году предоставить доступ к образованию и рабочим местам 1 млрд людей, в том числе молодым, во всем мире. Одной из компаний, поддерживающих инициативу, стала PwC, взявшая на себя обязательство повысить квалификацию каждого из более чем 270 тыс. сотрудников во всем мире и масштабировать свои социальные программы. Среди других партнеров Reskilling Revolution — предлагающая решения в области управления персоналом международная компания Adecco, цифровая образовательная платформа Coursera, социальная сеть для поиска и установления деловых контактов LinkedIn.

Фото: iStock

Частные инициативы

Работа по развитию человеческого капитала ведется и внутри отдельных компаний. Так, сеть предприятий быстрого питания «Макдоналдс» сформировала систему наставничества и внутреннего коучинга в корпоративном образовательном центре под названием «Университет Гамбургерологии». С 2018 года компания также реализует проект «Возможности для молодежи», в рамках которого к 2025 году планируется помочь трудоустройству 2 млн молодых людей. Еще одна программа «Макдоналдс» — «Растим Таланты» — действует с 2017 года. Она позволяет студентам, которые трудятся в ресторанах сети, пройти в центральном офисе компании стажировку по своей специальности.

Обучающие программы Университета Гамбургерологии направлены на развитие лидерских моделей поведения. Они готовят для «Макдоналдс» будущих руководителей. Это пояснила Plus-one.ru Екатерина Серебреникова, вице-президент по развитию людских ресурсов и обучению «Макдоналдс» в России. Российским сотрудникам компании доступны более 280 учебных планов и международных профильных курсов на русском языке. Пропускная способность Университета — до 6 тыс. студентов ежегодно.

В среднем компания вкладывает в обучение и развитие персонала более 250 млн рублей. Всего в 61 субъекте России работает 800 предприятий, на которых трудится более 65 тыс. человек, многие из них — студенты высших учебных заведений. С совмещения работы и обучения начинало свою карьеру подавляющее большинство (98%) директоров ресторанов. Средний возраст директора ресторана в России составляет 26 лет.

Компания совместно с НИУ ВШЭ провела исследование «Оценка социально-экономического вклада системы Макдоналдс в России» за 2014–2018 годы. Авторы работы признали «Макдоналдс» одним из крупнейших работодателей на российском рынке: компания обеспечивает более 100 тыс. рабочих мест на предприятиях поставщиков (160 тыс. по данным «Макдоналдс» на октябрь 2021 года). В самой сети компании на тот момент трудились более 60 тыс. человек. Во время пандемии сеть не сокращала персонал, нанимала новый, а также активно поддерживала сотрудников. Работникам компании, попавшим в непростую экономическую ситуацию, давали возможность воспользоваться корпоративными программами поддержки или предоставляли адресную финансовую помощь.

С начала апреля 2020 года сотрудники временно закрытых предприятий «Макдоналдс могли трудиться по совместительству в продуктовых сетях, включая «Пятерочку», «Перекресток», «Дикси». С апреля по июнь 2020 года «Макдоналдс» направил на поддержку сотрудников 60 млн рублей: все, кто оказался в сложной жизненной ситуации, могли получить адресную помощь. В прошлом году компания также инвестировала более 9 млн рублей в создание образовательной цифровой платформы. Профессиональное обучение сейчас проходят более 11 тыс. сотрудников предприятий и центрального офиса.

Как обращают внимание эксперты ВЭФ, сложившаяся ситуация показала, что между благополучием людей и успехом организации существует неразрывная связь. Эффективно управляющие человеческим капиталом компании, по мнению специалистов, имеют больше шансов на привлечение инвестиций и поддержку властей.

«Инвестируя в человеческий капитал, развивая навыки общения, работы в команде, навыки тайм-менеджмента, в целом повышая образовательный уровень, мы отчетливо осознаем, что выходим за границы отрасли гостеприимства. Эти навыки, модели поведения, подходы и техники помогут нашим людям в жизни. Не важно, по какой профессии они будут работать. А если выберут для себя сферу гостеприимства, то от этого выиграют и они сами, и отрасль, которая получит грамотно обученных профессионалов», — заключает Екатерина Серебреникова.