Почему мамы идут в предприниматели?

Социальный проект «Мама-предприниматель» работает с 2015 года. В регионах конкурс на участие в проекте как в лучшие вузы, ведь победительницы получают грант на открытие своего дела. Рассказывает бизнес-тренер, член правления «Опоры России», член экспертного совета комитета по развитию женского предпринимательства Вероника Пешкова.

Вероника Пешкова
Вероника Пешкова
Фото: https://www.facebook.com/va.peshkova

— У многих участниц вашего проекта желание заниматься бизнесом появляется ближе к третьему ребенку. Почему?

— Мне кажется, срабатывает эффект многозадачности. Предпринимательство — это многозадачность. Рождение ребенка сильно меняет женское сознание. В этот жизненный период женщина может задуматься о том, куда ей двигаться.

— В одном из интервью вы говорили о том, почему женщинам не стоит шить розовые рюкзаки. Почему же?

— Есть идеи, которые кажутся красивыми. Но сначала необходимо оценить, скольким людям реально нужен такой продукт и сколько он будет стоить в малосерийном производстве. Иначе говоря, превратится ли розовый рюкзак из хобби в бизнес?

— Задача понять потребности рынка стоит перед каждым предпринимателем. Как найти нишу, на которую будет спрос?

— Мы используем интерактив — у нас есть несколько групповых игр, на которых мы помогаем женщинам понять, что такое индивидуальная потребность, как устроен коллективный разум, разум микрогруппы. Мы помогаем осознать, что такое бизнес, чем он отличается от хобби и социального проекта.

Фото предоставлено проектом "Мама-Предприниматель"

— Наверняка существуют стереотипы о женском бизнесе, вы с этим сталкивались?

— Да, их множество. Нас постоянно спрашивают: «С чего вы взяли, что женский бизнес — это вообще бизнес?», «Не кажется ли вам, что можно сделать женщину счастливой, не вовлекая ее в бизнес-игры?». Поначалу и у самих участниц тренинга много сомнений и страхов, они нередко говорят странные вещи, например: «Я буду заниматься бизнесом, но не стремлюсь зарабатывать деньги».

— Есть ли те, кто после тренинга понял, что вполне достаточно быть просто мамой?

— Думаю, что такие женщины к нам не приходят. В проект попадают женщины, у которых есть желание что-то делать. Наша задача — помочь понять и осознать свои желания, наметить путь. Мы возвращаемся в регионы спустя некоторое время и собираем истории успеха — кто-то открыл бизнес, кто-то отпраздновал первую годовщину, а кто-то уже имеет международных партнеров.

— Во всех ли регионах действует ваша программа?

— У нас все еще впереди, проект молодой, начался в декабре 2015 года. Мы начали с Красноярского края. В прошлом году проект состоялся в шести регионах, в этом планируем охватить 20 , а в следующем — до 50. Организаторы проекта: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» в лице Комитета по развитию женского предпринимательства и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП). Регионы тоже подключаются, в этом году в Ульяновской области один грант в 200 тысяч рублей выделил фонд «В ответе за будущее», а второй грант на такую же сумму — правительство Ульяновской области.

Фото предоставлено проектом "Мама-Предприниматель"

— Сколько должно пройти времени для того, чтобы убедиться в успешности стартапа?

— В некоторых видах бизнеса это можно определить через год. Но от традиционного промышленного предприятия ожидать окупаемости за этот период сложно. При инновационных видах бизнеса сроки меньше. Международные исследования говорят о сроке в три с половиной года, после этого времени бизнес можно считать устоявшимся.

— Какие необычные виды бизнеса есть у ваших учениц?

— Участница нашего проекта в Красноярске придумала снабдить ID-метками парковочные места для автомобилей, чтобы легко считывать их номера. В качестве приза ассоциация консультантов Красноярского края выразила свое желание помочь нашей участнице довести проект до такого состояния, в котором его можно уже представить. Бизнес другой победительницы нашего конкурса — производство круглых детских кроваток.

Если говорить о мировой практике, то важнейшим драйвером развития женского предпринимательства является развитие информационных технологий и интернета. Если бизнес женщины находится в интернете, это дает ей возможность совмещать ведение бизнеса с семейными обязанностями, которых обычно с женщины никто не снимает.