Повод для добрых дел

17 февраля в мире отмечается неофициальный праздник — Международный день спонтанного проявления доброты (англ. Random Act of Kindness Day). В этот день принято совершать добрые поступки: можно, например, сделать комплимент незнакомому человеку или пожертвовать деньги на помощь нуждающимся. Как появился праздник и какую пользу он может принести благотворительным организациям, — в материале Plus‑one.ru.

Фото: iStock.com

По одной из версий, отмечать День спонтанного проявления доброты впервые предложил житель Новой Зеландии Джош де Йонг (Josh de Jong). Однажды в 2004 году застряв в пробке в Окленде, он увидел, как злятся водители соседних машин. Мужчина подумал, что если хотя бы на протяжении одного дня каждый человек в Новой Зеландии станет добрее к незнакомцу, это изменит ситуацию к лучшему. Оказалось, что эту идею можно воплотить в жизнь. Нужно лишь рассказать о ней как можно большему количеству людей с помощью СМИ и органов власти. С тех пор каждый год в первый день новозеландской весны — 1 сентября — местные жители покупают кофе незнакомым людям, оплачивают чужие парковочные места и делают друг другу комплименты. В честь знаменательной даты в школах устраивают мероприятия, а компании разыгрывают ценные призы среди случайных людей.

Позднее Джош де Йонг основал благотворительный фонд Random Acts of Kindness Day Foundation. На сайте организации говорится, что ее основная задача — дарить радость, любовь и доброту тем, кто в ней нуждается. Все жертвователи становятся частью сообщества и регулярно получают приятные сюрпризы от единомышленников.

Во многих других странах мира День спонтанного проявления доброты отмечается 17 февраля. В США существует и аналогичная новозеландской некоммерческая организация Random Acts of Kindness Foundation. Она призывает всех в этот день, а лучше — постоянно, делать без причины что-то доброе для друзей, членов семьи или совершенно незнакомых людей. Организация формирует вокруг себя сообщество активистов, постоянно совершающих добрые поступки. По последним данным, в ней числятся свыше 30 тыс. человек из 87 стран. Присоединиться может любой желающий: для этого необходимо зарегистрироваться на сайте и стремиться быть добрым по отношению к другим людям.

Нужен ли России такой праздник

В России праздник пока не получил широкого распространения, хотя многие эксперты позитивно оценивают его возможное влияние на развитие культуры благотворительности. «Это хорошие, легкие для целевой аудитории акции, которые через позитив и несложную механику вовлекают людей в благотворительность — ту, которая им по силам и не требует экстраусилий, — говорит Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social (занимается развитием некоммерческого сектора). — Конечно, не все останутся в ней, но даже если будут иметь представление — уже хорошо. Собственно, коммуникационный эффект здесь на первом месте, а вот как его конвертировать в реальных сторонников конкретных социальных проектов или благотворительных организаций — это уровень суперцели».

Ту же идею развивает заместитель исполнительного директора, директор по коммуникациям Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. «Любой праздник, побуждающий людей к добрым поступкам, может стать хорошим инструментом для повышения культуры благотворительности, — поясняет она. — Другой вопрос, насколько широко он освещается и как много людей о нем знают».

Однако чтобы какая-либо дата ассоциировалась у людей с благотворительностью, необходимо проводить предварительную коммуникационную работу, уверена директор по коммуникациям благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Светлана Корначева. А это требует времени и усилий большого количества людей. «Для развития культуры благотворительности недостаточно просто придумать праздник. Нужно понимать, что будет происходить в этот день и как именно будет вовлекаться аудитория, — объясняет специалист. — На эмоциях человек может принять участие в благотворительном мероприятии, сделать первое пожертвование, а потом навсегда закрыть для себя эту тему».

Светлана Корначева привела в пример другую, более известную россиянам акцию #ЩедрыйВторник, которую Фонд «КАФ» координирует в России с 2016 года. Она сообщила, что благодаря этому мероприятию организаторы действительно наблюдают рост пожертвований в благотворительные организации. «Но во многом это происходит благодаря усилиям огромного количества участников, которые объединяются, работают с уже лояльными донорами либо экспериментируют с различными инструментами для привлечения новых сторонников, — говорит эксперт. — Не нужно забывать, что когда мы говорим о спонтанном проявлении доброты, — это не только про финансовые результаты и пожертвования. Фондам также важна информационная поддержка, нужны волонтеры и ресурсы».

По мнению руководителя отдела привлечения ресурсов и PR благотворительной организации «Ночлежка» Катерины Черемисиной, такие акции действительно привлекают внимание к той или иной проблеме, но их «денежный выхлоп» в моменте оценить сложно. «Думаю, это история больше про накопительный эффект: люди узнают о вас, присматриваются, в будущем становятся волонтерами, жертвователями», — считает специалист.

Как развивается культура благотворительности в России

В 2019 году Россия заняла 117 место в рейтинге мировой благотворительности по версии Charities Aid Foundation (CAF) — международной организации, которая поддерживает развитие филантропии. В его основе — результаты опросов общественного мнения, которые проводились в течение последних 10 лет среди более 1,3 млн человек. Самой «щедрой» страной в мире составители назвали США: 72% американских респондентов сообщили, что они помогали незнакомцам, 61% — что жертвовали деньги и 42% — что занимались волонтерской деятельностью. За США следуют Мьянма, Новая Зеландия, Австралия и Ирландия. Россия с показателями 35%, 12% и 16% соответственно попала в конец списка вместе с Хорватией, Черногорией, Болгарией и Литвой. Замкнул список из 126 стран Китай (31%, 11% и 5%).

По словам Инги Моисеевой, за последние три года в России увеличилось количество людей, которые интересуются благотворительностью и вовлекаются в нее доступными для себя способами. Правда, пока люди чаще идут в волонтеры или включаются в сборы гуманитарной помощи. «Что касается финансовых пожертвований, заметен такой тренд: нередко суммы разовых пожертвований снижаются или сводятся на нет, действующие подписки на рекуррентные (постоянные) платежи остаются на прежнем уровне, и только за счет появления новых целевых аудиторий НКО удается сохранять объем привлекаемых средств или увеличивать его — тут уже вопрос профессионализма», — резюмирует Инга Моисеева.

Согласно результатам ежегодного мониторинга, который проводит фонд «Нужна помощь» совместно с агентством онлайн-исследований Tiburon Research, в 2019 году произошло снижение потребительских настроений россиян, а вслед за этим сократилась и частота участия в благотворительных инициативах. «При этом на контрасте растет благотворительность через интернет и популярность волонтерства в пользу благотворительных организаций, — говорит руководитель отдела исследований фонда Елизавета Язневич. — Самое частое назначение пожертвований неизменно — „на оплату лечения детей“. Кроме этого, популярна помощь животным, малоимущим и людям трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и подросткам в трудной жизненной ситуации».

На рост популярности онлайн-пожертвований также указывают результаты другого исследования, проведенного фондом «КАФ». Согласно им, в период с 2013 по 2018 год основные показатели онлайн-сервисов выросли в 17 раз и за шесть лет с их помощью было собрано более 1,2 млрд рублей. В 2018 году через платформы пожертвовали 407 млн рублей, что на 58 млн рублей больше, чем 2017 году. Использовали платформы в 2017 году, по подсчетам экспертов, более 400 тыс. россиян, а в 2018 году рост количества доноров остановился.

Идеи ко Дню спонтанного проявления доброты

На сайтах новозеландской и американской RAK можно найти и готовые варианты спонтанных добрых поступков. Новозеландский фонд, например, предлагает купить кофе или сделать комплимент незнакомцу, подарить цветы школьной учительнице, оставить записку с добрыми пожеланиями в почтовом ящике соседа, заказать пиццу в местный отдел полиции или дать своему подчиненному дополнительный час на обед. Американская организация рекомендует посадить дерево, полить комнатные растения, начать использовать энергосберегающие лампы, сдать в переработку старые газеты или компенсировать свой углеродный след от полетов.

Plus-one.ru тоже подготовил небольшой список идей для добрых, а главное, полезных, поступков.

  • Присоединиться к экологическому флешмобу или акции.
  • Пожертвовать деньги на благотворительность через приложения фондов. Например, помочь детям с онкологическими заболеваниями можно через приложение фонда «Подари жизнь», пациентам российских хосписов и их семьям — через приложение «Фонд Вера», а бездомным животным из приютов Москвы и Подмосковье — через приложение «Помощник Рэй».
  • Перевести деньги на благотворительность, заработав их с помощью ходьбы, бега или езды на велосипеде в приложении Charity Miles.
  • Внести вклад в борьбу с массовым голодом и накормить ребенка с помощью приложения Всемирной продовольственной программы ООН ShareTheMeal.
  • Сообщить о пожаре и другом происшествии в лесу в Федеральную диспетчерскую службу лесного хозяйства через приложение «Берегите лес».