Право не быть на связи: как защитить сотрудников от переработок
Переход на дистанционный режим стер границы между рабочим и личным временем
Еще до пандемии некоторые компании начали вводить ограничения на рабочую коммуникацию во время отдыха сотрудников. Таким образом они помогают персоналу разграничивать работу и личную жизнь. Подобные инициативы принимаются и на государственном уровне. Однако некоторые эксперты считают, что это лишает работников, особенно удаленных, возможности самостоятельно распределять свое время.
Во время пандемии многие люди стали работать в удаленном режиме. Например, в странах Евросоюза (ЕС) в апреле 2020 года удаленно работали 37% трудящихся. Такие данные приводит Европейское исследовательское агентство Eurofound, изучающее тенденции в сфере социальной политики и рынка труда. Для сравнения, в 2015 году Евростат оценивал долю трудящихся из дома в странах ЕС в 5%. В России, как выяснили сотрудники портала для поиска и размещения вакансий «Работа.ру», доля работающих удаленно людей выросла с 3% в конце марта 2020 года до 14% в апреле того же года. Некоторые компании оценили преимущества такого режима работы и решили не возвращать часть сотрудников в офисы даже после снятия карантинных ограничений.
Одно из основных преимуществ удаленной работы заключается в том, что она позволяет экономить время на дорогу в офис и тратить освободившиеся часы на более важные и интересные занятия. Однако, как показывает практика, в таком режиме не всем удается переключаться с работы на другие дела. В апреле 2020 года, вскоре после введения режима самоизоляции, в британском Институте исследований занятости (Institute for Employment Studies, IES) провели опрос среди 500 человек: 48% респондентов пожаловались на ненормированный рабочий день, а 50% признались, что недовольны соотношением времени, которое они тратят на работу и остальные занятия.
Рабочим считается в том числе и то время, которое люди уделяют деловому общению. Еще в 2019 году более 75% офисных работников в США проверяли свою рабочую почту вне работы. При этом 43% делали это каждые несколько часов, 10% — каждый час, 13% — несколько раз в час и 10% — постоянно, следует из данных статистического агентства Statista.
В прошлом году сотрудники американской некоммерческой исследовательской организации National Bureau of Economic Research (NBER) решили узнать, как изменился характер рабочей коммуникации после введения карантина. Они собрали данные о более 3,1 млн сотрудниках 21 тыс. компаний из 16 крупных городов по всему миру, включая Брюссель, Чикаго, Лондон, Мадрид, Нью-Йорк, Тель-Авив. В частности, исследователи использовали информацию о частоте и продолжительности встреч по видеосвязи, времени отправки и количестве получателей электронных писем. Они проанализировали положение дел через восемь недель после начала самоизоляции, которая раньше всего началась в Милане (8 марта), а позже всего — в Вашингтоне (25 марта). Оказалось, что в это время среднее количество встреч на одного человека в день увеличилось на 0,8 по сравнению с периодом за восемь недель до самоизоляции. Число участников встреч выросло на 2,1, при этом продолжительность каждой встречи сократилась на 12,1 минуты. Среднее количество писем, пересылаемых внутри одной компании, увеличилось на 1,4 на каждого сотрудника. Специалисты также определили промежуток времени между первой и последней рабочей встречей или письмом в 24-часовой период. Выяснилось, что средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 48,5 минуты.
К еще более неутешительным выводам пришли в компании NordVPN Teams, которая предоставляет VPN-сервисы. В этом году сотрудники изучили объем данных, которые передаются через ее серверы. Они пришли к выводу, что средняя продолжительность рабочего дня у жителей США, Великобритании и Канады выросла в среднем на 2,5 часа по сравнению с периодом до пандемии.
Отсутствие возможности отдохнуть негативно влияет на состояние здоровья. Так, у людей, которые тратят на работу 55 и более часов в неделю, на 35% увеличивается риск инсульта и на 17% — риск смерти от ишемической болезни сердца, по сравнению с теми, кто работает 35–40 часов в неделю. Это показало недавнее исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации труда.
Как право сотрудников на свободное время соблюдается в разных странах и компаниях
В некоторых странах пытаются разграничить рабочую и личную жизнь сотрудников с помощью регуляторных требований. В 2016 году власти Франции реформировали трудовое законодательство и наделили сотрудников правом не быть на связи в нерабочее время (франц. — Le droit à la déconnexion). В соответствии с новыми правилами, работники, которые трудятся в компаниях со штатом более 50 человек, могут не отвечать на рабочие звонки, не читать связанные с работой электронные письма и не просматривать файлы в свободное время. Если им приходится это делать, они могут рассчитывать на компенсацию. Право не общаться с работодателем у французских работников было и до изменений законодательства. Уволенный в 2011 году региональный директор французского отделения британской компании Rentokil (занимается борьбой с вредителями) подал на работодателя в суд за то, что был вынужден всегда оставлять свой рабочий телефон включенным. Кроме того, он был должен отвечать на запросы клиентов и подчиненных при возникновении нештатных ситуаций. В 2018 году кассационный суд Франции постановил, что часы, в которые работник был на связи, должны оплачиваться как рабочие. Решением суда компанию обязали выплатить бывшему директору компенсацию в размере €60 тыс.
Похожие правила действуют в Италии и Испании. В 2017 году в Италии приняли закон, который защищает права самозанятых людей и устанавливает требования к работе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В нем, в частности, говорится о том, что люди, выполняющие свою работу посредством ИКТ (в том числе удаленно), должны заключать с работодателями индивидуальные соглашения с прописанным в них правом не быть на связи в определенные часы. В Испании о праве сотрудников отключать любые электронные устройства во время отдыха говорит закон о защите данных и гарантиях цифровых прав, вступивший в силу в 2018 году.
В этом году европейские парламентарии одобрили предложение о том, чтобы закрепить в законодательстве ЕС право работников не отвечать на звонки и сообщения по работе в свободное от нее время. За принятие подобного закона в начале января проголосовали 472 депутата Европарламента, против — 126, еще 83 воздержались. Сторонники инициативы считают, что закон должен регламентировать режим работы и отдыха удаленных сотрудников. Он также должен гарантировать, что работники, которые не выходят на связь в нерабочее время, не будут подвергаться дискриминации или критике со стороны работодателей.
В Европарламенте утверждают, что цифровизация и массовый переход на удаленную работу способствовали формированию особой культуры. Считается, что она заставляет людей быть всегда на связи и подрывать свое физическое и психическое здоровье. Как отмечает депутат Европарламента от Мальты Алекс Агиус Салиба, сейчас пришло время обновить трудовое законодательство и сделать так, чтобы оно соответствовало новым реалиям. «После нескольких месяцев удаленной работы многие работники страдают от негативных последствий, включая изоляцию, усталость, депрессию, выгорание, проблемы с мышцами или глазами», — поясняет он.
О необходимости разграничения рабочего и личного времени еще в 2020 году говорил комиссар ЕС по вопросам занятости и социальных прав Николас Шмит. «Право не быть на связи — это нормально, потому что мы не роботы», — подчеркивал он. Правда, до принятия подобного закона в ЕС может пройти много времени, пишет Bloomberg. Сначала Еврокомиссии необходимо подготовить законопроект, который затем должен быть одобрен несколькими инстанциями.
В январе 2021 года в России вступил в силу закон об удаленной работе, в котором, в частности, регламентируются особенности режима рабочего и свободного времени дистанционного сотрудника. Одна из статей гласит, что время взаимодействия работника и работодателя, в том числе в нерабочие часы, считается рабочим и должно оплачиваться.
Ограничения, связанные с рабочей коммуникацией, вводят и отдельные организации. Одной из них в 2011 году стала немецкая компания по производству автомобилей Volkswagen. В соответствии с соглашением, которое автопроизводитель заключил с профсоюзом сотрудников Германии, серверы электронной почты Blackberry перестают пересылать письма работникам через 30 минут после окончания смены и начинают за 30 минут до ее начала. При этом работники по-прежнему могут принимать звонки в нерабочее время. Правила не распространяются на высшее руководство. Позднее представитель Volkswagen Йорг Кетер отмечал, что подобное ограничение позволяет сотрудникам не согласовывать лишний раз свои действия с начальством.
Другой немецкий автопроизводитель — Daimler AG — внедрил политику Mail on Holiday (в пер. с англ. — «Почта по праздникам»). Благодаря ей сотрудники могут менять настройки в почтовом ящике таким образом, чтобы оттуда автоматически удалялись письма в выходные и праздничные дни. Отправитель получает уведомление, в котором его просят переслать письмо коллеге или связаться с нужным получателем в другое время. Среди других компаний, которые ввели подобные ограничения, — немецкая телекоммуникационная компания Deutsche Telekom, французский финансовый конгломерат Societe Generale, французский производитель шин Michelin.
Почему ограничения могут лишить сотрудников свободы
Некоторые эксперты считают, что подобные правила, как на уровне государства, так и на уровне компании, могут ограничить возможности работников. Сотрудница британской юридической фирмы Schofield and Associates Эйлин Скофилд говорит, что в последнее время многие люди трудятся не по обычному, а по гибкому графику и имеют возможность самостоятельно определять время работы. И закрепленное в различных документах право не быть на связи лишит сотрудников этой гибкости. Она добавляет, что работодателям и работникам нужно дождаться улучшения ситуации с коронавирусом, прежде чем принимать новые правила.
С этим соглашается исследователь Букингемского университета Лен Шеклтон. Он говорит, что сотрудники, которые не смогут подключаться к сети в определенное время, — например, в выходные или по вечерам — будут обязаны постоянно быть на связи в рабочие часы. В этом случае у них едва ли получится сходить в супермаркет или забрать детей из сада посреди дня, а потом наверстать упущенное. «Работодатели захотят узнать, почему вы не ответили на этот телефонный звонок или электронное письмо [в рабочее время]», — объясняет специалист.
Элла Хафермальц, сотрудница Амстердамского свободного университета, согласна с этим. Она указывает на то, что некоторым людям, включая тех, у кого есть дети, и тех, кто работает не в одном часовом поясе со своими коллегами, необходима гибкость. Запрет на использование рабочих инструментов коммуникации, по ее мнению, может подорвать автономию сотрудников. «За такую гибкость во времени и пространстве мы боролись, и мы не хотим ее терять», — отмечает она. Эксперт добавляет, что возможность не быть на связи в определенное время зависит в большей степени от корпоративной или отраслевой культуры, а не от законодательных норм. Так, во Франции, которая одной из первых приняла соответствующий закон, в начале пандемии почти у 80% сотрудников не было возможности не коммуницировать по работе в свободное время. Такие результаты показал опрос, проведенный французскими профсоюзами среди 34 тыс. рабочих с 8 по 24 апреля 2020 года.
Директор по персоналу (Chief People Officer) компании «Авито» Ольга Ким тоже считает, что контролировать режим работы необходимо не на государственном, а на корпоративном уровне. «Забота о состоянии сотрудников должна быть частью культуры компании, поскольку даже внутри одного коллектива от отдела к отделу ритм работы и сложность задач могут отличаться — и контролировать эти процессы извне, даже на государственном уровне, сложно, — говорит специалист. — Мы [в „Авито“] работаем и с менеджерами команд, и с сотрудниками напрямую, вводим локальные правила и общие на уровне компании, чтобы создать баланс, где у каждого есть время на отдых и восстановление. Разумный график влияет и на производительность труда, и на то, как долго люди работают в организации».
Автор
Евгения Чернышёва