Стартовый капитал: меняем твидовый костюм на модную футболку
Тренд обмена одеждой кажется модным и актуальным. Но ничто не ново под луной. Соседские вещевые обмены существовали еще в 1940-х годах в Англии — во времена, когда стране было не до массового производства гражданских товаров. Люди помогали друг другу, в том числе меняя одежду. Это было формой солидарности в трудные времена. Современный вид своп приобрел к 1990-м годам, такие вечеринки были особенно популярны в Сан-Франциско. Как устроен обмен одеждой сейчас и во что обходится организация вещевой вечеринки, +1ГОРОД рассказал организатор «Общемосковского мужского свопа» Артем Соколов.
![](/files/image/rbcswap1-4.jpg)
Сегодня, когда рынок переполнен товарами массового потребления, своп перестал ассоциироваться с бедностью. Одни смотрят на него как на развлечение и дополнительный повод пообщаться в компании. Другие таким способом освобождают гардероб от спонтанных покупок. Третьи считают, что это часть экологичного образа жизни — если тебе не нравятся твои рубашка или платье, это еще не повод их выбрасывать: лучше дать вещам второй шанс, для кого-то они могут стать любимыми.
Так возникло новое направление бизнеса — обмен одеждой в форме фримаркетов, дресс-кроссингов, своп-вечеринок, — которое, впрочем, не всегда приносит доход. Тем не менее основатель «Общемосковского мужского свопа» Артем Соколов считает, что коммерческий потенциал у свопов все же есть.
1. Ниша бизнеса: организация мероприятий по обмену одеждой, социальное предпринимательство, благотворительность.
2. Запуск проекта: октябрь 2018 года.
3. Стартовый капитал: 0.
4. Количество сотрудников на начало проекта: 4 человека.
5. Количество сотрудников в настоящее время: 4 человека.
6. Чистая прибыль: нет.
7. Планы на год: сделать коммерческий своп.
Артем Соколов: «Свопы для девушек — дело привычное, обычно мужчинам на таких мероприятиях сложно найти что-то для себя. В свое время я даже обсуждал с друзьями, что и для парней нужно организовать что-то подобное. Ведь у нас тоже много вещей, которые хочется обменять или отдать. Тогда я написал в Facebook, что хочу посетить мужской своп, а друзья предложили мне сделать его самостоятельно.
Наша первая своп-вечеринка состоялась в октябре 2018 года и была организована по закрытой регистрации в Facebook, хотя сама вечеринка не была закрытой. В Москве это было первое подобное мероприятие, и мы не понимали, сколько людей может прийти, будет ли ажиотаж, — когда создаешь встречу в социальных сетях, люди часто отмечаются, но не приходят. В результате ее посетили около 50 человек.
После первого успеха мы провели еще несколько открытых мероприятий. Сегодня наш план — делать один своп в сезон. Так как мы заранее анонсируем наши встречи, своперы успевают накопить одежду и спланировать участие. Теперь на наши вечеринки приходит много гостей: весной было около 200 человек, а своп шел весь день. Место для вещевого обмена мы выбираем по ощущениям, конечно, учитывая площади зала. Как правило, это бары, вмещающие много людей, в них играет музыка, а посетители могут выпить и поесть.
Теперь мы предупреждаем заранее: если вам жалко расставаться со старыми вещами бесплатно, не приходите на своп. А вот если вам не на что обменять понравившуюся рубашку или свитшот, то заинтересуйте их первого владельца чем-нибудь. Взамен хозяину вещи можно предложить напиток или чашку кофе. Гостям стоит понимать, что мы организуем такие встречи не для того, чтобы разжиться вещами.
![](/files/image/rbcswaptshirt1-4.jpg)
Но чаще всего для свопа люди приносят новые вещи, которые не подошли по размеру. Или, например, купили сгоряча гавайскую рубашку в отпуске, надели ее пару раз, а теперь она пылится в шкафу. На свопах много спортивных футболок и шортов, но есть и эксклюзивные вещи.
На первом «Общемосковском мужском свопе» менялись рубашки Gucci, свитеры Prada в отличном состоянии. Но самое классное — практически все вещи, которые приносят на своп, имеют свою историю.
Так участники свопа получают не только одежду, но и факты и истории из жизни вещей и людей. Для меня своп-вечеринка — это про вещи и эмоциональный код.
Если вещь не свопится во время вечеринки, то впоследствии мы отдаем ее на благотворительность в фонды, с которыми сотрудничаем. Человек не должен приходить с целью обязательно обменять вещь, таково одно из правил свопа.
![](/files/image/rbcswapbeany1-4.jpg)
Хотя девушки тоже приходят, приносят вещи, что-то обменивают. Мы не закрытый мужской клуб, мы рады всем.
Реклама мероприятий идет через группу в Facebook. Больше мы никак не рекламируем свопы. На вечеринки приходят ребята, которым это интересно или которые нас знают, — они ходят на каждую встречу. Денег на организацию свопов мы не тратим, а также не зарабатываем на этом. Единственные расходы — на такси, чтобы отвезти оставшиеся вещи в благотворительный фонд, или какие-то минимальные деньги (например, аренда рейла для одежды).
Мы думаем впоследствии масштабировать своп и сделать его коммерческим, но конкретных шагов пока не предпринимали. Если будут предложения сделать коммерческий своп, то мы, как минимум, его рассмотрим".
Автор
Степан Давиденко