Пять способов мотивировать сотрудников на удаленной работе

Люди испытывают стресс из-за неопределенности будущего и страха за свое здоровье

Фото: iStock.com

75% россиян чувствуют себя подавленно из-за негативного информационного фона в связи с коронавирусом. К такому выводу пришли авторы опроса из проекта «Здоровье Mail.ru» и онлайн-сервиса для заказа лекарств «Все аптеки». В состоянии стресса сложно сосредоточиться на работе, поэтому перед работодателями встал вопрос о мотивации сотрудников. Специалисты дали пять советов, которые помогут поддержать людей в непростой ситуации и повысить слаженность работы команд.

1. Наладить внутренние коммуникации

Директор по персоналу фармацевтической компании «ЭГИС-РУС» Наталия Мальцева отмечает, что корпоративные ресурсы, соцсети, мессенджеры и другие средства связи объединяют команды и помогают людям почувствовать себя причастными к общему делу. При этом важно, чтобы в коммуникации участвовало и руководство компании. «При работе из дома возрастает риск, что руководители, особенно если они и раньше редко шли на прямой контакт с подчиненными, еще сильнее отдалятся от рядовых сотрудников, — говорит Наталия Мальцева. — Задача компании — сократить эту дистанцию и сделать так, чтобы каждый член команды мог обратиться к руководителю или топ-менеджеру и обсудить с ним интересующие вопросы».

Так, в компании по производству товаров повседневного спроса Unilever еженедельно организуют для сотрудников общекорпоративные трансляции с участием руководителей высшего звена. По словам руководителя отдела по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирины Антюшиной, такие мероприятия поднимают командный дух и информируют сотрудников о положении дел в компании и за ее пределами.

В международной фармацевтической компании Ipsen каждый сотрудник может напрямую задать вопрос руководству во время онлайн-трансляций. В них участвуют генеральный директор и представители совета директоров. Для работников московских розничных магазинов телекоммуникационной компании Tele2 с этой целью запустили подкаст «Голос Tele2». Во время еженедельных эфиров на вопросы персонала отвечают руководители разных подразделений: департамента клиентского сервиса, отдела обучения и развития профессиональных компетенций, отдела торгового маркетинга.

Обратиться в любой момент к начальству могут и сотрудники консорциума «Кодекс», партнерства разработчиков интеллектуальных электронных систем. «Доверие рождает мотивирующую среду, что позволяет нашему бизнесу быть устойчивым и уверенно смотреть в будущее», — объясняет Алексей Клебан, руководитель службы подбора и развития персонала организации.

2. Делиться с сотрудниками важной информацией

Как отмечают эксперты, чем больше сотрудники знают о происходящем в компании и в мире, тем меньше напряжения они испытывают. Например, в международном коммуникационном агентстве Dentsu Aegis Network для этих целей запустили внутренний сайт. На нем размещают актуальные новости, правила профилактики коронавирусной инфекции, рекомендации по сохранению продуктивности и коммуникации, ответы на популярные вопросы и другую информацию. Каждую неделю в агентстве выпускают дайджест с новостями о компании и о ситуации на рынке. Один из разделов посвящен вопросам экологии и охраны труда, в том числе в домашних условиях.

Сотрудники инвестиционной компании O1 Properties регулярно получают письма с информацией о том, как текущая ситуация влияет на компанию и как организовать работу из дома. Такой же способ информирования используется в компании Unilever.

3. Заботиться о физическом и ментальном здоровье сотрудников

Фото: iStock.com

Люди могут легко опустить руки, когда они постоянно опасаются за себя и своих близких и не понимают, чего ждать от будущего. Эту особенность человеческой психики отмечает бизнес-коуч, генеральный директор агентства по организации мероприятий New Digital, руководитель проекта «Акселератор зеленых стартапов» Елена Верховская. В такой ситуации важно говорить с людьми и оказывать им психологическую и менторскую поддержку. Наталия Мальцева из ООО «ЭГИС-РУС» согласна с такой рекомендацией. Она считает, что для сотрудников можно проводить вебинары на актуальные темы, рекомендовать им книги и фильмы, организовывать онлайн-мероприятия. «Главное, чтобы все эти активности не носили „добровольно-принудительный“ характер, — говорит эксперт. — Лучше всего, если их предлагают сами сотрудники».

Во время перехода на удаленную работу в компании Unilever провели открытую онлайн-сессию с врачом-терапевтом, который отвечал на вопросы о коронавирусной инфекции. Также в организации существует программа поддержки сотрудников Employee Assistance Programme. Те, кто испытывает стресс из-за сложившейся ситуации, могут конфиденциально обратиться за консультацией психолога.

В компании Tele2 совместно с другими организациями из других отраслей разработали систему поощрений и бонусов для сотрудников. Например, при поддержке сети ресторанов «Бургер Кинг» в салоны связи доставлялись горячие обеды. Там, где доставка обедов была невозможна, работники получили промокоды на обеды. В компании «Меликов Спорт» предоставили сотрудникам Tele2 доступ к онлайн-тренировкам и составили для них индивидуальные дневники питания. Приятным бонусом стал и бесплатный доступ к сервису для блокировки рекламы в приложениях Awax.

Для поддержания здоровья сотрудников в агентстве Dentsu Aegis Network перевели в онлайн-формат занятия по йоге и тренировки корпоративного бегового клуба. Каждый четверг здесь проводятся тренировки по общей физической подготовке. А работники Ipsen могут сами помочь тем, кто нуждается. Им предоставили один волонтерский день в неделю с сохранением заработной платы. Вместе с благотворительным фондом «Старость в радость» работники компании организовали для пожилых людей онлайн-концерт в честь Дня Победы.

4. Проводить обучающие мероприятия

Еще один способ мотивировать сотрудников — организовать для них обучение. В консорциуме «Кодекс» во время корпоративных онлайн-занятий сотрудники узнали, как сохранять эффективность при удаленной работе и правильно управлять ресурсами организма. «Последняя тема оказалась особенно актуальной, так как мы увидели, что сотрудники перестали разграничивать работу и отдых и закрывали задачи гораздо позже окончания рабочего дня», — говорит руководитель службы подбора и развития персонала консорциума «Кодекс» Алексей Клебан. Каждый вебинар заканчивался обсуждением, во время которого участники могли поделиться впечатлениями и просто поговорить. Кроме того, в компании провели цикл обучающих мероприятий для руководителей разных уровней, где они углубляли знания об управлении персоналом, планировании и контроле.

В компании O1 Properties перевели все образовательные мероприятия в онлайн-формат, а также запустили новые проекты, направленные на развитие кадрового потенциала и расширение кругозора сотрудников. В компании Ipsen в онлайн-формате прошел традиционный «День карьеры», где сотрудники узнали об инструментах развития и построения карьеры внутри компании, обменялись опытом с коллегами из других стран. А в архитектурном бюро ASADOV пришли к выводу, что лучший корпоративный тренинг и коммуникация — это совместный онлайн-обед.

5. Поощрять креативность и общаться в неформальной обстановке

Наталия Мальцева из «ЭГИС-РУС» отмечает, что в компаниях работают люди с разными интересами: кто-то занимается творчеством, кто-то ведет свой блог, а кто-то увлечен волонтерством. Давать сотрудникам возможность проявлять свои творческие способности — это хороший способ повысить их лояльность. «Включайте в рабочие проектные группы людей с неординарными идеями, с творческим подходом, — рекомендует специалист. — Позвольте членам команды внедрять новшества, перспективные идеи — это повышает профессиональные навыки, стимулирует друг в друге большую вовлеченность».

По словам Алексея Клебана из консорциума «Кодекс», невозможность поддерживать личное общение и неформальные традиции сказалась на мотивации и уровне стресса персонала. Чтобы сохранить вовлеченность людей, в организации создали корпоративный информационный канал. На нем можно обсуждать последние новости, делиться фотографиями своих домашних офисов, совместно заниматься фитнесом и играть в настольные игры. Работники Ipsen, как сообщила директор по персоналу и административным вопросам компании в России и СНГ Анна Стрельникова, тоже делятся друг с другом видео о дистанционной работе и занятиях спортом с семьей, поздравляют друг друга с днем рождения.

Сотрудники агентства New Digital получают список книг и фильмов, как по саморазвитию, так и художественных. Они вместе смотрят вебинары и обсуждают их, а каждую пятницу могут провести время друг с другом в онлайн-баре. «Нам очень важно выйти после карантина полной сил и еще более дружной командой, чем мы вошли в него, — говорит Елена Верховская. — И эта ситуация — классная возможность попробовать делать „по-другому“. А иначе как бы мы попробовали что-то новое?».