Революция в третьем секторе
В меняющемся мире изменился облик благотворительности. Третий сектор стал полноценной частью российской экономики, партнером власти и бизнеса. +1 поговорил с автором идеи «Душевного Bazar’a» и генеральным директором D-Group.Social Евгением Горькаевым о том, можно ли зарабатывать, помогая другим, и зачем НКО нужны профессиональные управленцы.
— Предлагаю сразу поговорить о деньгах. Можно ли на благотворительности зарабатывать, скажем, 200–300 тысяч рублей в месяц?
— Вполне. Если вы работаете в большом инфраструктурном фонде и на руководящей позиции — можно получать такую сумму.
— И желание зарабатывать на благотворительности — это хорошо?
— Если деньги — это не цель, а инструмент, то почему это должно быть плохо? У всех есть потребность достойно жить и заработанные деньги дают нам эту возможность. Но если заработок — единственный мотив, то ничего не выйдет. В НКО важен еще и смысл, причем не обязательно «спасти мир». Это может быть и желание расти профессионально. Но как минимум нужно, разделять ценности организации, в которой вы работаете. Иначе долго не продержишься.
— Эмоция на первом месте? Есть мнение, что НКО теперь должны работать, как бизнес...
— Во-первых, НКО никому ничего не должны. Во-вторых, эффективная работа любой организации — коммерческой или некоммерческой — это единственная гарантия ее устойчивости. Множество инструментов менеджмента НКО могут смело «подсмотреть» у бизнеса. Любой партнер, который готов вкладывать средства в социальный проект, ожидает понятных результатов. А добиться их можно только благодаря профессионализму. На эмоциях можно что-то делать, пока вы — просто объединение неравнодушных граждан, которые решили, к примеру, спасать бездомных животных. Но если вы зарегистрировали НКО, то требования к вам уже другие и у государства, и у партнеров.
— Выходит, чтобы руководить НКО, нужна масса навыков. Какие главные?
— В руководителе НКО должен быть баланс управленческих компетенций и погруженности в свою социальную тематику. Сейчас есть перекос внутри некоммерческих организаций в сторону экспертизы — много внимания уделяют тому, как правильно помогать целевой аудитории, как привлекать финансы и проводить пиар-кампанию. Но при этом забывают о грамотном управлении организацией и людьми, об умении презентовать свою деятельность. И получается, что человек в социальной проблеме разбирается прекрасно, а донести идею не может. А когда бизнес или государство не погружены в работу НКО, то им не очевидны смыслы, цели и задачи проекта. Надо понимать механизмы принятия решений в бизнес среде и чиновников.
— Вы говорили, что ваш главный проект — «Душевный Bazar» — как бизнес-предприятие убыточен. Почему он жив и процветает?
— Если говорить про финансовый результат, то в прошлом году мы вышли в ноль, планируем и в этом году как минимум повторить достигнутое. Главный фактор успеха — с самого начала были единомышленники, которые «Душевный Bazar» полюбили. Второе — нам удается вот уже семь лет делать этот день невероятно душевным. Это невозможно объяснить. Если у людей спросить, что понравилось, они просто говорят: «Душевно». И третье — мероприятие важно для участников. Это — и традиционный предновогодний корпоратив, и ценный опыт проектного управления, и возможность поучиться. Мы целый год готовим «Душевный Bazar», потом сутки спим, затем разбираем, что удалось, а что нет, чтобы каждый следующий год делать его ещё лучше. С годами половина НКО и соцпредпринимателей уже превратилась в настоящих партнеров, а это один из главных признаков развития проекта.