Россиянам дадут «Электронную путевку»

Как Единая информационная система электронных путевок повлияет на индустрию путешествий

Фото: unsplash.com

Российские путешественники продолжают терять деньги из-за непрозрачности туристического рынка и закрытия крупных турфирм. До конца осени Госдума рассмотрит законопроект о Единой информационной системе электронных путевок (ЕИС ЭП) — государственной информационной системе (ГИС), в которую продавцы будут вводить данные о каждом проданном туре, включая информацию о деталях поездки и ее стоимости. Система должна стать гарантом того, что туроператор выполнит свои обязательства, и минимизировать число пострадавших клиентов. Российские эксперты считают, что цифровизация поможет «обелить» и нормализовать отношения в индустрии путешествий.

Как внедряли систему «Электронная путевка»

Идея ее создания появилась в 2012 году после краха компании «Ланта-тур», вызвавшего волну банкротств в индустрии путешествий. Следующим толчком стало закрытие десятков туроператоров осенью 2014 года. Тогда же правительство поручило Ростуризму подготовить концепцию по внедрению системы «Электронная путевка» — агентство запустило ее разработку в середине 2015-го. Ведомство заключило контракт с ныне обанкротившейся IT-компанией «Астерос», успевшей создать системы безопасности для олимпийских объектов в Сочи и стадионов Чемпионата мира по футболу 2018 года. Изначально проект «Электронной путевки» оценили в 500 млн руб. Представители агентства сообщали, что система заработает к концу 2017 года. Она была введена в эксплуатацию, однако из-за банкротства разработчиков не стала обязательной. Кроме того, необходимые подзаконные акты для внедрения системы так и не были приняты.

В мае 2018 года из-за отсутствия бюджетного финансирования на эксплуатацию системы президент Владимир Путин согласился с предложением Ростуризма и «Ростеха» о передаче функций по эксплуатации системы в государственную корпорацию. В июле 2019 года правительство приняло распоряжение, согласно которому функции по эксплуатации единой информационной системы электронных путевок без привлечения бюджетных средств возложили на специально созданную организацию — акционерное общество «Национальные туристические технологии» (НТТ), 100% акций которого принадлежит АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“», входящему в «Ростех».

В ноябре 2019-го группа депутатов и действовавший на тот момент зампред комитета по физической культуре, спорту и туризму Валерий Газзаев внесли в Госдуму законопроект о правовом регулировании системы электронных путевок — предложили обязать туроператоров заносить сведения о турпродуктах в ЕИС ЭП. До этого подключение к системе происходило добровольно. В марте 2020-го представители АО «НТТ» сообщили об устранении технических недостатков, которые были выявлены в ходе аудита системы, проведенного в декабре 2019 года, а также о готовности возобновить эксплуатацию системы. Однако из-за пандемии рассмотрение необходимых для этого поправок было отложено.

Первое чтение законопроекта состоялось 12 мая 2020 года — депутаты Госдумы поддержали его редакцию. В начале июня система получила аттестат соответствия требованиям ФСТЭК и ФСБ России — ведомства официально подтвердили безопасность хранящихся в ней персональных данных. Согласно законодательству соответствующую проверку должны проходить все ГИС.

В то же время о необходимости срочно ужесточить регулирование туротрасли заявили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Его представители направили соответствующие письмо премьер-министру Михаилу Мишустину. Они попросили премьера включить их в систему «Электронная путевка».

Во второй половине июня Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рекомендовал Госдуме принять проект закона во втором чтении. Тогда против поправок высказался президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев. Он рассказал, что после первого чтения в законопроект были внесены изменения, которые не будут содействовать защите потребителей. О необходимости доработать документ заявили и в Ростуризме.

На фоне затянувшегося принятия законопроекта «Альянс туристических агентств» и «Опора России» попросили спикера Госдумы Вячеслава Володина и представителей правительства ускорить внедрение информационной системы. Она должна была очистить рынок от недобросовестных участников и обеспечить равную конкуренцию.

Согласно последней редакции законопроекта (есть в распоряжении Plus-one.ru) сведения обо всех реализованных туроператорами путевках должны заноситься в ЕИС ЭП. В документе появился новый инструмент системы финансовых гарантий — гарантийный фонд. Он будет пополняться за счет так называемого туристического взноса в размере, установленном правительством. Точная сумма пока неизвестна. Фонд формируется с целью гарантирования прав путешественников на возмещение ущерба в случае неисполнения или частичного исполнения обязательств туроператором. Вступление в фонд освобождает туроператоров от необходимости иметь иное финансовое обеспечение, страхование, быть членом «Турпомощи», объединяющей операторов в сфере выездного туризма, и делать взносы в ее фонд персональной ответственности. Система будет функционировать за счет взноса, размер которого также определит правительство.

Структура «Электронной путевки» и состав сведений, хранящихся в информационной системе, а также правила обмена информацией утверждены соответствующими постановлениями правительства еще в июне 2019 года.

По сообщениям оператора системы, АО «Национальные туристические технологии», подключение туроператоров будет бесплатным. Однако компаниям придется приобретать сертификаты электронной подписи и программное обеспечение для установки защищенного канала с системой, что приблизительно обойдется в сумму от 15 до 40 тыс. руб.

Что говорят участники рынка

Большинство представителей отрасли считает, что новый инструмент повысит уровень доверия покупателей к турпродуктам.

«Мы рассчитываем на „обеление“ агентского и операторского рынка. Ожидается, что у всех туров в системе „Электронная путевка“ будет отмечаться стоимость, которую устанавливает туроператор, — агент будет обязан оплатить заявку официальным платежом», — заявил Plus-one.ru директор турагенства «Шик Трэвел» Владимир Конев. По его словам, на сегодняшний момент половина турагентов расплачивается с туроператорами окольными путями — часто от имени частных лиц, чтобы не платить налоги. В таких случаях клиенты остаются без надежного подтверждения факта оплаты. С помощью системы электронных путевок путешественники получат гарантию возврата своих средств.

«На наш взгляд, это уверенный шаг к прозрачности туристского правоотношения. Туроператор будет обязан передать в систему „Электронная путевка“ сведения о заключенном договоре, а турист в этой же системе в любой момент сможет ознакомиться со всеми деталями. Во времена пандемии это сохранит доверие клиентов к турагентам и туроператорам», — сообщила руководитель юридического отдела сети турагентств «Розовой слон» Мария Чапиковская.

По словам президента Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнары Сафиной, «Электронная путевка» решит сразу несколько задач. «Во-первых, это статистический учет. Сразу станет понятно, где слабые места, в каких регионах правительству следует дополнительно развивать туризм. Во-вторых — это консолидация данных по оборотам. Всегда в отрасли существовали проблемы с тем, чтобы посчитать реальные объемы. В этом плане механизм очень полезен и важен», — сообщила эксперт.

Гульнара Сафина заверила, что запуск системы может помочь избежать ситуаций, когда туроператор ошибочно обещает клиентам услуги, которые те не могут получить в отеле: «Туристам иногда обещают услуги спа, которые по договору с отелем в стоимость размещения не входят и оказываются платными. Или комнаты с живописным видом из окна. В случае если электронная путевка будет содержать все подробности по бронированию, доступные всем участникам процесса, подобные коллизии не возникнут», — считает эксперт.

«Система „Электронная путевка“ защитит людей в случаях банкротств. Не будет больше ситуаций, как с крахом оператора „Натали Турс“, когда клиенты получили по 5–6% от своих средств вследствие недостаточного объема финансовых гарантий, обусловленного непрозрачностью турбизнеса», — пояснил генеральный директор турагентства «Ингостур Центр» Александр Казин. По его мнению, если размер сбора с каждого тура не превысит 500 руб., то он не повлияет на стоимость путевок, средняя цена которых стремится к 100 тыс. руб.

Заместитель руководителя платформы «Туту Приключения» Елена Чубина надеется на постепенное внедрение системы. «Было бы правильно вводить эти новации поэтапно, начиная с крупных игроков, у которых для этого есть и технологические возможности, и финансовые ресурсы. Начать с туроператоров, занимающихся выездным туризмом. У них чаще возникают нештатные ситуации с невозможностью вернуть клиентов», — сообщила собеседница.

Вместе с тем она выразила опасение, что из-за увеличения финансово-административной нагрузки часть туроператоров может переместиться в нелегальное поле: «Согласно поправке те туроператоры, которые не смогут выполнить требования, будут исключены из реестра Ростуризма. Но и сейчас есть большое количество организаций, которые, не входя в реестр, оказывают населению туристические услуги, и никто за ними не следит. Очевидно, часть туроператоров выйдет из „белой“ зоны в „серую“ и мы потеряем часть налоговых отчислений», — считает Елена Чубина.

Как пандемия ударила по туриндустрии

По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), восстановление отрасли до уровня 2019 года произойдет не раньше чем через 2,5–4 года. В первой половине 2020-го число иностранных туристов сократилось на 65%, а мировая туриндустрия недосчиталась около $460 млрд, что в пять раз превышает потери, которые сектор понес в кризис 2009-го. Европа стала вторым по масштабу убытков регионом: за первое полугодие число прибывших в Старый Свет гостей упало на 66%. Наибольший ущерб понесли страны Азии и Океании, турпоток в которые сократился на 72%. На третьем месте — государства Африки и Ближнего Востока: сюда в первом полугодии стали реже летать на 55%.

Фото: istockphoto.com

Эпидемия COVID-19 спровоцировала серию закрытий в российской туротрасли. В июле о своем уходе с национального рынка сообщило представительство крупного оператора «Робинзон Турс». По состоянию на сентябрь, его российские клиенты все еще не могут вернуть более 50 млн руб. за несостоявшиеся поездки в Венгрию. В сентябре деятельность прекратила крупная турфирма DAN, работавшая на рынке с 1996 года. О закрытии сообщил и екатеринбургский центр бронирования «Клео Тур» (консолидатор, с помощью которого агентства бронируют туры крупных операторов): по предварительным данным, ущерб составит от 100 до 200 млн руб.

«Во всех случаях ухода туроператоров с рынка система электронных путевок способствовала бы защите прав туристов. Усиление контроля за отраслью ведет к увеличению поддержки государством своих граждан», — сообщил Plus-one.ru пресс-секретарь оператора «Электронной путевки» АО «Национальные туристические технологии» Андрей Батурин. «В случаях с DAN и „Клео Тур“ у регулятора была бы полная информация о количестве пострадавших туристов и о сумме ущерба. Сейчас же при любом банкротстве проходят месяцы, прежде чем определяется сумма, близкая к реальной», — заявил представитель оператора.

Глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что туристическая отрасль в России может восстановиться от пандемии к весне 2021-го. По данным ведомства, за минувшее лето на юге России побывало около 7 млн отдыхающих, что вдвое меньше, чем в этот же период в 2019 году. Ранее эксперты высказывали опасения, что текущий кризис может привести к закрытию до 30% участников отечественного рынка. На фоне банкротств о необходимости быстрого введения «Электронной путевки» в сентябре заявили представители «Альянса туристических агентств».

«Если бы система „Электронной путевки“ была введена на момент банкротства „Клео-Тур“, то было бы понятно, кто, кому и сколько должен. Сейчас же в каждом случае есть три компании, которые не могут прийти к общему знаменателю. В зоне риска оказались покупатели. Есть много спорных моментов, которых „Электронная путевка“ помогла бы избежать», — сообщила Plus-one.ru исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталия Осипова.

О необходимости оперативного введения ЕИС ЭП заявили участники межрегиональной конференции «Туризм и цифровая трансформация», которая состоялась 21 сентября в Самаре. Среди них — представители ПАО «МТС», РАНХиГС, бизнес-ассоциации «Деловая Россия», Общественной палаты РФ, Ассоциации отелей Казани и Татарстана, туроператоров и турагентов. Об этом свидетельствует итоговая резолюция мероприятия, а также обращение Союза туризма и гостеприимства (организатора конференции) к Вячеславу Володину и Дмитрию Чернышенко с целью ускорить принятие закона, регламентирующего введение «Электронной путевки» (документ есть в распоряжении Plus-one.ru).

Куда приводит цифровизация путешествий

Аналоги информационной системы «Электронная путевка» уже действуют в ряде стран. Например, британские туроператоры обязаны получить лицензию на участие в программе Air Travel Organisers` Licensing (ATOL), которая включает страхование всех клиентов турфирм. Она была запущена в 1973 году и с тех пор является гарантом того, что клиенты любой компании, официально продающей путевки с авиаперелетами, бесплатно попадут домой и вернут свои деньги в случае, если туроператор не выполнит свои обязательства. Администрированием ATOL занимается регулятор гражданской авиации Civil Aviation Authority (CAA).

По данным ATOL, действие лицензий распространяется на 20 млн туристов в год. Гарантийный фонд программы формируется из взносов в размере £2,5 за путевку. Собранными средствами управляет компания Air Travel Trust — еще одно подразделение CAA. Кроме того, туроператоры обязаны уплачивать ATOL ежегодные взносы. Их размер зависит от типа лицензии: крупные туроператоры, которые не хотят иметь ограничений по числу клиентов, совершают дополнительные отчисления с каждой реализованной путевки.

В 2019 году после банкротства компании Thomas Cook, которая оказывала услуги с 1841 года, по программе ATOL в Великобританию вернулось более 150 тыс. граждан. На фоне роста конкуренции и падения прибылей одна из старейших мировых турфирм накопила долги на сумму £1,7 млрд. В ноябре 2019-го китайская корпорация Fosun — крупнейший акционер Thomas Cook до банкротства — приобрела права на бренд, сайт, соцсети и программное обеспечение компании за £11 млн ($14,3 млн). В сентябре Thomas Cook возобновил работу в качестве туристического онлайн-сервиса.

Защита ATOL не распространяется на тех, кто предпочитает отдыхать дикарем. По данным исследовательской компании uSwitch, «в результате взрывного роста числа потребителей, самостоятельно организующих свои путешествия, доля туристов, подпадающих под действие программы, уменьшилась с 98% в 1998 году до 61% к началу 2010-х».

Схожие с «Электронной путевкой» системы существуют и в странах СНГ. С 2016 года в Казахстане действует цифровая программа «Туркод»: каждый покупатель зарубежного тура получает от оператора персональный идентификатор из 11 символов. Выдача «туркода» облагается сбором в 0,5 МРП (месячный расчетный показатель), что по состоянию на сентябрь 2020 года составляет около 256 руб. Сумму сбора определяет правительство страны. Средства направляют в гарантийный фонд «Туристик Камкор», который гарантирует возврат путешественников на родину при невыполнении туроператором своих обязательств. Учредителем фонда и оператором программы выступает Ассоциация туроператоров Республики Казахстан. Ее сотрудники оказывают туристам экстренную помощь. Продажа путевок без «туркода» незаконна.