«Самобытные российские продукты просятся на экспорт»
BuySocial — онлайн-площадка, объединившая российских социальных предпринимателей. Здесь продаются вещи, созданные пожилыми людьми, людьми с инвалидностью и другими группами социально незащищенных граждан. Сегодня проект вышел за пределы России — стартовала продажа товаров BuySocial на eBay.
Что подтолкнуло BuySocial выйти на международный рынок и почему именно eBay стал вашей площадкой? Кто был инициатором?
Это была взаимная инициатива BuySocial и российского офиса eBay. eBay — сам клиент BuySocial. На празднование Нового 2018 года компания заказала в качестве корпоративных подарков продукцию наших социальных предпринимателей. Эти подарки вызвали много положительных эмоций и у сотрудников, которые их дарили, и у получателей.
eBay на международном уровне поддерживает множество социальных инициатив и, хорошо зная нас, увидел возможность запустить такой проект в России. То есть создать витрину, предоставить нам нулевую комиссию и помочь в продвижении продукции сразу многих производителей с социальной миссией, которые объединяет BuySocial.
В нашем ассортименте есть самобытные российские продукты — иван-чай, сибирский напиток саган-дайля, русское варенье с оригинальными вкусами, авоськи — модная реинкарнация советского атрибута, варежки от бабушек и другие. Они как будто сами просятся на экспорт, чтобы представлять нашу страну. Сотрудничество с крупнейшим международным ритейлером — возможность выйти на огромную аудиторию покупателей по всему миру.
— Какого иностранца заинтересуют иван-чай, варенье и рукодельные изделия из российской глубинки? Как товары с социальной нагрузкой будут конкурировать с продукцией массового производства по более низкой цене?
— Ответственное потребление — это глобальный тренд. Еще в 2014 году исследование Nielsen, в котором участвовали пользователи интернета из 60 стран мира, показало, что 55% из них готовы платить больше за продукцию компаний, которые несут положительные социальные изменения.
BuySocial создан для таких потребителей. Совершая покупки, они хотят влиять на изменение к лучшему жизни других людей и сохранение природы. Мы даем эту возможность и говорим об этом: «Эту чайную пару жизнерадостной расцветки сделал на социальном предприятии слепоглухой человек, который уже после потери зрения стал настоящим мастером-керамистом и живет полной жизнью. А этот модный браслет с подвеской собран девушкой из детского дома, которой помогают адаптироваться во взрослой жизни». И так о каждом продукте.
— Первые продажи уже состоялись?
— Да. Открыв витрину на eBay всего несколько дней назад, мы уже получили заказы из Норвегии, Литвы, Бразилии, США, Словакии, Дании, Чехии, Швеции, Финляндии, Португалии и других стран. Стоит отметить, что немного ослабленный курс рубля делает наши товары более доступными для иностранцев.
— Если говорить об охвате российского потребителя — кто и с какой целью покупает товары на BuySocial?
— Наши основные клиенты в России — крупные компании. Они приобретают у BuySocial неординарные и несущие в себе социально ответственную миссию подарки на Новый год, 8 Марта и другие праздники. Заказывают от 25 до 3 000 подарочных наборов.
«Если сравнить, как тратят деньги зарубежные и российские покупатели в онлайн, то, согласно недавним подсчетам, потребители в США и Европе в среднем за год покупают в интернет-магазинах на $2 000, в России — не более чем на $300. Поэтому вероятность того, что зарубежный покупатель обратит внимание и купит товар с социальной миссией, намного выше, чем у российской аудитории. Благотворительные и социальные продавцы давно стали неотъемлемой частью eBay на Западе. Более 50 тысяч фондов, НКО и соцпредпринимателей получают поддержку как с помощью сбора пожертвований напрямую через маркетплейс, так и при помощи продаж товаров без комиссии. Такое количество продавцов подтверждает, что товары с социальной миссией пользуются спросом. eBay объединяет более 175 миллионов покупателей во всем мире, при этом бóльшая часть из них находится в США и Европе. Уверен, что BuySocial и другие социальные предприниматели, которые захотят продавать на eBay, смогут достичь многочисленной и заинтересованной в покупке социальных товаров аудитории благодаря экспорту».
Илья Кретов, генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы
— Социальных предприятий в России сейчас в 100 раз меньше по сравнению, например, с Великобританией — 700 против 80 000 в 2017 году. Можно ли считать это большим количеством для молодого российского рынка?
— Всего год назад в индексе российских социальных предприятий было в два раза меньше. Последнее время я наблюдаю, что все больше людей задумывается о создании социального бизнеса: это и лидеры успешных НКО, и активные молодые специалисты, которые ищут свой путь.
Конечно, нам еще рано радоваться: по готовности начать свое дело, по данным Глобального мониторинга предпринимательства (GEM, 2016–2017), Россия находится на последнем месте из 66 стран, участвовавших в исследовании. Таковых у нас всего 5% населения. Бóльшая их часть — уже действующие предприниматели.
Как отмечают исследователи, один из важных факторов, влияющих на этот показатель, — личное знакомство с успешным предпринимателем, в нашем случае — социальным. Я могу это полностью подтвердить. В моем окружении таких людей было несколько. Их пример вдохновлял и придавал уверенности в том, что все возможно, и я тоже справлюсь.
Кстати, чтобы подбодрить тех, кто задумывается о создании ответственного бизнеса, скажу: по статистике, среди социальных стартапов провалов значительно меньше, чем среди обычных.