Шить по устойчивым меркам

На ART-WERK обсудили перспективы моды на устойчивость

Фото предоставлены организаторами

Организаторы Международного форума креативных индустрий ART-WERK собрали на площадке «Винзавода» художников, дизайнеров, музыкантов и представителей других креативных профессий со всего мира.

В этом году организаторами фестиваля стали немецкий фонд имени Фридриха Эберта, центр современного искусства «Винзавод» и Гете-институт.

В зоне выставки Форума были представлены бренды одежды, созданной в соответствии с принципами устойчивого развития, иностранные стартапы и студии дизайна и музыки, а также интерактивная карта-навигация от +1Город. Так что тема устойчивого развития и экологии была буквально «вшита» в программу ART-WERK.

Устойчивой моде и дизайну был посвящён отдельный сегмент экспозиции выставки, где был сформирован блок тематических дискуссий.

Так, встречу в формате паблик ток «Устойчивая мода: как уменьшить влияние текстиля на экологию?» посвятили тому, как дизайнеры, инвесторы и потребители могут влиять на проблему загрязнения окружающей среды. Объем выбросов парниковых газов от предприятий модной индустрии в 2017 году оценивался в 1,2 млрд т в год — это больше, чем от авиаперелетов и морских перевозок вместе взятых. Текстильная промышленность преимущественно использует невозобновляемые ресурсы. Производство тканей поглощает столько воды, что целые регионы испытывают из-за этого ее острую нехватку.

Многие экологи, художники, актеры, дизайнеры, музыканты, неравнодушные активисты бьют тревогу и требуют глобальной реформы индустрии моды.

«Самые талантливые художники и дизайнеры сейчас ходят не на неделю моды в Лондоне, а на демонстрацию против недели моды», — заявил идеолог новой модной индустрии Be In Open Алексей Баженов.

Участники дискуссии также обсудили, может ли индустрия моды достичь полной экологической нейтральности, какие шаги компании должны предпринять на этом пути и как трансформировался диалог между бизнесом и потребителем в цифровом пространстве?

Энтузиасты и компании ищут альтернативные пути развития модной индустрии.

«Команда моего бренда начала говорить об устойчивом развитии в 2018 году. Мы начали искать другие материалы для наших коллекций, организовывать процесс производства с использованием экологически чистых материалов», — говорит дизайнер, основательница бренда одежды Redbutton из Лагоса Чиома Огбудимкпа.

Фото предоставлены организаторами

«Мы основали нашу компанию в 2014 году, и сразу решили, что производство будет полностью органическим и веганским — это стало нашим первым вызовом. На старте мы искали подходящих поставщиков, которые могли бы изготавливать ткани для нас, и закупали только натуральные материалы», — рассказала креативный директор Infanitum Victoria (Германия), директор студии изготовления лекал d’andt в Бельгии Дини ван ден Ховель.

Индустрия моды сейчас пытается сделать всю цепочку экологически позитивной, старается улучшить производственный процесс, но это очень сложно, говорит основатель CIRCULAR FASHION RUSSIA Ольга Джонстон-Антонова. Стилист призвала публику подходить осознанно к выбору одежды, выяснять, из чего сделана ткань, как ее произвели и какой след на планете оставляет «быстрая мода».

Фото предоставлены организаторами

Фешн-директор Cosmopolitan Russia Елена Дудина напомнила недавнее время, когда мода диктовала правила, например, не появляться в одной и той же вещи дважды. Но в 2015–2017 году, по ее словам, ключевые установки поведения потребителей претерпели значительные изменения.

«Я думаю, это связано с диджитал-революцией. Мы все на виду, те, у кого есть огромное количество фолловеров и хейтеров в соцсетях, могут спокойно сказать: ты выбрасываешь огромные деньги и засоряешь нашу природу, пока я хожу в одной одежде 15 лет. Так что уже не важно, сколько раз тебя сфотографировали в одном и том же костюме, сегодня как раз модно быть осознанным», — сказала Дудина.

В завершение управляющий директор центра предпринимательства WHU — Otto Beisheim School of Management, Германия — Моника Хаук — посоветовала покупателям не реагировать на «черную пятницу».

«Мода — это часть искусства, мы же не побежим в музей, если билеты будут за полцены. Мы должны относиться к одежде, как к предметам искусства, поддерживать местных дизайнеров», — предложила Хаук.

В выборе стиля, качества, цены, образа жизни, поведения, соответствия трендам или войны с ними должна восторжествовать осознанность. Осознанное настоящее формирует устойчивое будущее.