18.05.2021
Партнерский материал
Экономика

Что такое справедливая торговля и как она способствует устойчивому развитию

Трансформация отрасли купли-продажи позволяет решать глобальные проблемы

Фото: iStock

Существующая торговая система не всегда учитывает права ремесленников, мелких фермеров и работников плантаций из развивающихся стран. Такого мнения придерживаются сторонники общественного движения «Справедливая торговля» (от англ. — Fair Trade). Они стремятся улучшить условия жизни этих производителей и вместе с тем решить глобальные экономические, социальные и экологические проблемы.

Среди основополагающих принципов справедливой торговли — содействие росту доходов мелких фермеров и ремесленников, забота об окружающей среде, отказ от дискриминации по признаку пола, религии или этнической принадлежности, обеспечение безопасных и здоровых условий труда, а также отказ от детского и принудительного труда.

Основы движения «Справедливая торговля» начали закладываться в середине XX века, когда в США открылся первый магазин с изделиями ручной работы, изготовленными бедными ремесленниками. Позднее по всему миру стали появляться специализированные магазины World Shops. Они не только продавали товары из стран третьего мира, но и старались повысить осведомленность общества о принципах справедливой торговли. Постепенно в этих магазинах росли продажи, ассортимент товаров пополнился кофе, чаем, какао, сахаром, вином, специями и другими продуктами. К концу 1980-х годов появились две крупные организации, которые начали продвигать идеи справедливой торговли на глобальном уровне. Это Европейская ассоциация справедливой торговли (European Fair Trade Association) и Международная организация справедливой торговли (World Fair Trade Organisation, до 2009 года — International Federation of Alternative Trade, IFAT). По инициативе IFAT был учрежден Всемирный день справедливой торговли, который отмечается каждую вторую субботу мая.

Позднее стало понятно, что товары, производимые в соответствии с принципами справедливой торговли, должны отличаться от всех остальных. Первая и самая распространенная на сегодняшний день маркировка Fairtrade появилась в 1988 году по инициативе голландского фонда Max Havelaar. Сейчас разрешения на нанесение этой маркировки выдает основанная в 1977 году организация Fairtrade International, в прошлом — Fairtrade Labelling Organizations International. Независимую сертификацию продуктов проводит компания Flocert с головным офисом в немецком Бонне. Среди известных маркировок — Fair Trade Certified. За ее нанесение отвечает американская организация Fair Trade USA, сертифицирующий орган — SCS Global Services. Популярна и маркировка Fair for Life. Она создана при участии швейцарской некоммерческой организации Bio-Foundation, которая выступает за экологически безопасную продукцию и ответственное потребление.

В последнем отчете Fairtrade International сообщается, что в 2019 году программа сертификации охватывала 1,7 млн фермеров и работников из 72 стран, а товары с логотипом Fairtrade продавались в 145 странах. Объем продаж товаров во всем мире в 2017 году оценивался в €8 млрд ($11 млрд). Ожидается, что по мере перехода к этичному потреблению этот показатель будет расти.

Опрос, проведенный исследовательской и консалтинговой компанией GlobeScan в 2019 году, показал, что 84% потребителей доверяют знаку Fairtrade, так как он гарантирует справедливую цену и благополучие фермеров. Большинство людей говорят, что знак Fairtrade отражает их личные ценности, и соглашаются с тем, что он положительно влияет на восприятие бренда. В исследовании участвовали 9,2 тыс. потребителей из восьми стран: Австралии, Канады, Германии, Индии, Новой Зеландии, Швейцарии, Великобритании и США. В частности, в Швейцарии и Великобритании с логотипом Fairtrade знакомы 91% покупателей. Семь из десяти опрошенных сообщили, что они порекомендовали бы сертифицированные продукты своим друзьям. Для сравнения: в 2015 году об этом заявила только половина опрошенных.

Справедливая торговля и устойчивое развитие

Фото: iStock

В Fairtrade International отмечают, что справедливая торговля тесно связана с концепцией устойчивого развития. Один из принципов альтернативной торговой системы предусматривает установку минимальной цены на товары, которая должна покрывать все затраты на их производство. Это позволяет защитить фермеров от рисков, связанных с волатильностью рынка: они имеют постоянный доход и могут грамотно им распоряжаться — например, инвестировать в выращивание новых культур или направить на развитие образования.

В Fairtrade International также реализуют инициативу Fairtrade Premium. Она предполагает, что к минимальной цене сертифицированного продукта добавляется сумма, которую фермеры могут инвестировать в различные проекты по своему выбору. В 2019 году мелкие производители получили таким образом дополнительные €190 млн ($230 млн), а в 2018 году — €177 млн ($214 млн). Самыми часто продаваемыми товарами с маркировкой Fairtrade стали кофе, какао, бананы, сахар, цветы и растения, чай и хлопок. Их производят более 90% фермеров, входящих в систему справедливой торговли. Стабильные доходы фермеров помогают обеспечить продовольственную безопасность и, как следствие, достичь таких целей устойчивого развития (ЦУР), как «Ликвидация нищеты» (№ 1) и «Ликвидация голода» (№ 2). Напомним, что, по прогнозам Всемирного банка, к концу 2021 года за чертой бедности (менее чем на $1,9 в день) будут жить 150 млн людей по всему миру. Большинство их них — это жители сельской местности.

Ликвидации голода может способствовать и тот факт, что принципы справедливой торговли поощряют создание фермерских кооперативов с прозрачной и эффективной системой управления и хорошо налаженной коммуникацией с торговыми партнерами. Участники таких кооперативов чувствуют себя более уверенно. Они могут объединять свои ресурсы и вкладывать их в долгосрочные активы — например, в новый транспорт или складские помещения. Это повышает экономическую устойчивость как самого кооператива, так и всей цепочки поставок.

Кроме того, принципы справедливой торговли направлены на обеспечение основных прав трудящихся. Среди них право на безопасные условия труда, право на защиту от дискриминации и принудительного труда, право на ведение переговоров с работодателем. В частности, фермеры могут требовать устранить разрыв между фактической заработной платой и прожиточным минимумом в своем регионе. Вторая сумма в отличие от первой позволяет покрывать основные потребности своей семьи и делать сбережения на случай непредвиденных обстоятельств. Все это коррелирует с ЦУР № 8 «Достойная работа и экономический рост».

Еще одна цель устойчивого развития, достичь которую поможетразвитие справедливой торговли, — гендерное равенство (№ 5). Эксперты напоминают, что женщины чаще мужчин сталкиваются с дискриминацией и домогательствами на рабочем месте и занимаются неоплачиваемым домашним трудом. Средства из фонда Fairtrade Premium часто направляются на поддержку женщин, что позволяет вовлекать их в жизнь кооперативов, принятие управленческих решений.

Ключевой задачей системы справедливой торговли в рамках устойчивого развития является защита окружающей среды. Мелкие фермеры и крупные производственные предприятия, входящие в систему справедливой торговли, должны сокращать выбросы парниковых газов и рационально использовать земельные и водные ресурсы. Равным образом им необходимо бороться с вредителями, внедрять системы управления отходами, защищать биоразнообразие, а также не допускать использования генетически модифицированных организмов и опасных химикатов. Фермеры должны использовать экологически безопасные методы ведения сельского хозяйства и по возможности переходить на органическое земледелие. Все это помогает достичь сразу трех ЦУР: «Ответственное потребление и производство» (№ 12), «Борьба с изменением климата» (№ 13) и «Сохранение экосистем суши» (№ 15).

В России идеи движения «Справедливая торговля» мало распространены. Отчасти его принципы разделяет созданная в 2019 году по инициативе бренда «Чистая линия» (компания Unilever) «Лига зеленых брендов». Организация объединяет компании, внедряющие принципы устойчивого развития в свои бизнес-модели. К лиге уже присоединились такие компании, как Domestos, Dove, Valio, X5 Retail Group, «Билайн» (ПАО «Вымпелком»), IKEA. В 2020 году участники объединения представили методологию для определения экологичных и этичных товаров, которая ляжет в основу национальной экосертификации.