Стартовый капитал:
арт-резиденция в Подмосковье
Арт-резиденция «Гуслица» появилась вдалеке от больших городов, в Орехово-Зуевском районе Московской области. О том, как продвигать культуру в сельской местности, +1 рассказала основатель проекта Ирина Николаева.
Запуск проекта: 2012 год.
Стартовый капитал: 1,5 млн руб.
Число сотрудников на момент начала проекта: 7 добровольцев.
Число сотрудников сейчас: 90 добровольцев.
Оборот: 5 млн руб.
Чистая прибыль: нет.
Планы на год: «Получить прибыль 1,5 миллиона рублей. Мы социальный проект, и поэтому прибыль пока уходит на поддержание мастеров и волонтеров».
Идея проекта появилась, когда мы узнали историю здешних мест. Ильинский Погост, то есть бывшая Гуслица, где располагается арт-резиденция, — пристанище староверов, бежавших из столицы в XVII веке. На территории Орехово-Зуевского района, который ныне упразднен, располагалась промысловая ярмарка, развивалась книгопись. Гуслица была центром местного образования. Сюда ехали из Владимира, Рязани, Суздаля, Каширы. Мы решили, что здесь обязательно нужен культурно-образовательный центр. Когда появилась арт-резиденция, к нам приехали художники, писатели, архитекторы. Мы создаем сообщество, которое держится на добровольных и творческих началах.
Для проекта купили здание бывшей ткацкой фабрики конца XIX века, без крыши и окон. В здании очень интересные стяжки, в виде пятиконечных звезд, что нехарактерно для архитектуры того времени. В звезде сочетаются два символа: хаос и созидание. У нас так и получается: мы созидаем, упорядочивая хаос.
«Гуслица» — народный проект. Разные люди вкладывают в него труд и деньги. Начинали художники, потом подключились местные жители, теперь помогают добровольцы разных профессий. Люди приносили строительные материалы. С «Мосфильма» нам отдали ненужные декорации. Так получилась «Гуслица».
Содержать арт-резиденцию дорого. Большая часть расходов идет на электричество. Газа нет, приходится топить дровами. Ежемесячно мы вкладываем в проект около 700–800 тысяч рублей. Окупаться сложно, но перспективы огромны.
Хотим реализовать модель, которую можно транслировать. В этом и заключается эксперимент. Мы не олигархи с кучей денег, решившие себя потешить. Это инициатива снизу. Может, не так быстро, но мы движемся вперед. Мы проходим ошибки, которые дают уроки и результаты.
«Гуслица» создает атмосферу, интересную творческим людям и туристам. Гости попадают сюда и соединяются с природой, находясь в цивилизации. Это реальность, стимулирующая погружение в творческую среду. К нам приезжают люди, которые хотят чему-то научиться, те, кто попал в сложную ситуацию, приезжают топ-менеджеры, чтобы поколоть дрова. Они отключаются от привычной жизни.
Все зависит от людей, которые заражают своим созиданием и творчеством, — это основа «Гуслицы». Гончар Владимир Соломатин приехал в резиденцию и поразил нас своей керамикой. Теперь все приезжающие учатся гончарному искусству.
Мы не преследуем цель сделать из «Гуслицы» поселение. Цель — не создать государство в государстве, а воздействовать на регион, где мы находимся. Чтобы к нам приезжали новые люди. Мы для них раскрываем мир искусства.
Арт-резиденция открыта для новых идей. Мы открываем лабораторию по психологии и архитектуре — будем делать небольшие дома разных форм. Человек может пожить в каждом доме и понять, какая форма для него естественна. А сотрудники института психологии это проанализируют. Мы хотим помочь людям найти комфортную среду.
Поняв просчет, мы начали постепенно налаживать отношения. Несколько лет волонтеры проекта преподавали в местной школе каллиграфию. Ученики стали красиво писать, а почерк формирует характер. Мы пытались преподавать историю искусства. Два года назад вышло постановление, что в школе могут преподавать только люди с педагогическим образованием, так что мы закрыли проекты.
Мы предлагаем местным не напиться и побалагурить, а послушать концерт, принять участие в оздоровительных практиках. К нам приезжали джазмены из США, известные художники и лекторы. В Москву жители сел не поедут, а тут мы — близко и доступно. Каждые выходные в «Гуслице» проходят мастер-классы, фестивали, концерты. Мы расширяем для местных возможности, повышаем их уровень культуры.
В прошлом году у нас появились мастерские — керамика и реставрация мебели. Мы привлекаем местных жителей к работе. В перспективе хотим делать прототипы и отдавать местным мастерским, чтобы обеспечить их работой и деньгами. Когда человек соприкасается с красотой, то и уровень культуры повышается.
Такие проекты способны возродить деревню. Где-то через 1,5 года мы опишем модель, как это сделать в других регионах: что нужно, что не нужно, какие существуют подводные камни. Культуру можно повышать только через творчество. Это — мотивация нового уровня, способная преобразить общество потребления в общество созидания.
Автор
Степан Давиденко