Страх потери работы наносит серьезный ущерб психическому здоровью людей
Во время пандемии коронавируса чаще остальных с негативными последствиями сталкивались женщины и представители этнических меньшинств
Сотрудники, которые узнают о возможном увольнении, — например, когда в компании происходят структурные изменения или во времена экономического кризиса, — испытывают сильный стресс. Однако зачастую люди при этом не увольняются сами, а ждут до последнего, что негативно влияет на их психическое здоровье. О проблеме напоминает исследовательница из Лондонской школы экономики и автор книги о восприятии безработицы Crunch Time: How Married Couples Confront Unemployment Алия Хамид Рао. Эксперт считает, что в такой ситуации наемные рабочие остро нуждаются в поддержке со стороны государства.
С 2013 по 2016 год эксперт опрашивала специалистов из разных областей, включая юристов, финансовых аналитиков, специалистов по коммуникациям и связям с общественностью. Эти профессии традиционно рассматриваются в ряду самых высокооплачиваемых в США. Люди, занимающие такие должности, как правило, могут претендовать на различные льготы — например, на медицинское страхование. Однако и они, как оказалось, не защищены от потери работы, пишет Алия Хамид Рао в статье на сайте издания Harvard Business Review.
При этом увольнение — это не всегда самый сильный эмоциональный момент: период неопределенности и ожидания тоже оказывает негативное воздействие на состояние работников. Исследование сотрудников Цюрихского университета показало, что в период с 2000 по 2011 год в 63 странах, включая США, Бразилию, Мексику, Великобританию, Грецию, Россию, Южно-Африканскую Республику и Японию, совершалось 233 тыс. самоубийств в год. Причем около 20–30% из них могли быть связаны с безработицей. В частности, в 2007 году, незадолго до начала мирового финансового кризиса, было зарегистрировано более 41,1 тыс. случаев суицида, связанных с безработицей. К 2009 году это число выросло на 12% до более чем 46,1 тыс.
Один из участников опроса, Уильям (все имена изменены), работал в сфере недвижимости. В какой-то момент положение дел в компании ухудшилось, и сотрудников начали постепенно увольнять. «Мы просто сидели, смотрели друг на друга и ждали, когда упадет нож гильотины», — рассказывает мужчина. Другой респондент, Скотт, работал в компании, которую через некоторое время приобрела крупная организация. После слияния, примерно в середине календарного года, ему сообщили, что он узнает о своем статусе в ближайшие месяцы. Увольнения происходили на протяжении двух лет, и все это время работники пребывали в состоянии стресса.
Многие сотрудники не уходят самостоятельно, так как боятся потерять право на медицинское обслуживание или пенсионное пособие. Например, женщина по имени Энн решила не увольняться, потому что была беременна и не хотела терять медицинскую страховку от работодателя. Она также хотела уйти в неоплачиваемый отпуск по беременности и родам (так называемый отпуск по семейным и медицинским причинам, Family Medical Leave Act), но для этого она должна была проработать в организации не менее одного года.
Алия Хамид Рао также напоминает, что во время COVID-19 женщины и представители этнических меньшинств чаще остальных сталкиваются с негативными последствиями безработицы. Во многом это объясняется тем, что они, как правило, работают в наиболее пострадавших от пандемии сферах, включая розничную торговлю, гостиничный бизнес, промышленное производство, отдых и развлечения. В марте 2020 года американские издания ABC News и Washington Post провели опрос среди более 1 тыс. взрослых жителей США: 33% из них сообщили, что из-за кризиса, вызванного COVID-19, они или их близкие родственники были уволены или временно отстранены от работы. Однако показатель был выше среди женщин — 37% (в том числе 41% среди женщин без высшего образования) против 28% для мужчин. Кроме того, отличался он для латиноамериканцев и темнокожих — 41% и 39% соответственно по сравнению с 29% для белого населения. В России женщины тоже сталкивались с увольнениями чаще, чем мужчины. Согласно данным Росстата, в мае уровень безработицы среди женщин увеличился до 6,1% по сравнению с 5,4% в апреле, в то время как среди мужчин этот показатель сократился до 6% (6,1% в апреле).
Тактика работников
По наблюдениям автора опроса, зная о возможном увольнении, сотрудники делают все возможное, чтобы остаться: налаживают связи с коллегами, проводят на работе больше времени. Люди остаются привязанными к компании, которая в любой момент может отказаться от сотрудничества с ними, и не могут активно искать новую работу. Все это негативно сказывается и на отношениях с близкими. Например, ученик средней школы по имени Паркер рассказал, что в то время, когда его мама боялась потерять работу, она была очень раздраженной. «В те дни нам приходилось быть с ней очень осторожными», — делится подросток.
Исследовательница считает, что государство должно переосмыслить свою политику в сфере занятости. Во-первых, необходимо обеспечить всех людей доступом к качественному медицинскому обслуживанию и оплачиваемым отпускам по уходу за детьми, независимо от того, трудоустроены они или нет. Во-вторых, нужно предоставить всем людям право на достойную пенсию. Она напоминает, что в последнее время в США все большим спросом пользуется негосударственное пенсионное обеспечение, при котором большая часть ответственности за пенсионные взносы ложится на плечи населения. По мнению Алии Хамид Рао, власти должны ужесточить трудовое законодательство и сделать так, чтобы работодатели тоже активно участвовали в формировании пенсионных накоплений. И в-третьих, эксперт предлагает ввести универсальный базовый доход. Это не поможет полностью искоренить безработицу, однако люди перестанут соглашаться на работу, которая доставляет им психологический дискомфорт, заключает она.
По мнению управляющего директора сервиса Авито.Работа Артема Кумпеля, для введения безусловного базового дохода необходимо, чтобы экономическое состояние всего населения было удовлетворительным в течение продолжительного времени — так люди научатся видеть в работе не только способ заработка. «Вероятнее всего, при таком раскладе соискатели не рвались бы выйти на первую приемлемую работу, а посвящали чуть больше времени поиску и развитию себя», — утверждает специалист.
Директор по маркетингу компании Kelly Services (предоставляет решения в области аутсорсинга и управления персоналом) Жанна Волкова считает, что сотрудники, которые знают о возможном увольнении, но при этом хотят остаться в компании, должны «ждать до последнего». Только в этом случае они смогут получить компенсацию, полагающуюся при сокращении, размер которой может достигать пяти окладов. «Если сотрудник перенервничал на тему возможных сокращений и написал заявление по собственному желанию, то он не получит никакой компенсации, — говорит Жанна Волкова. — Активный поиск новой работы можно начать, продолжая при этом работать на текущей работе. Это не запрещено, и в случае, если поступит лучшее предложение, всегда можно уйти. А уходить в никуда в такой нестабильной ситуации, как сегодня, я никому не советую».
Как отмечает Артем Кумпель, стратегия поведения увольняемого сотрудника во многом зависит от ситуации на рынке труда. Так, в апреле-мае, когда в России действовали карантинные ограничения, соискатели старались максимально удержаться на текущем месте работы, некоторые — даже в ущерб заработной плате. Среди других важных для работников факторов остаются отношения в коллективе, а также наличие или отсутствие финансовой подушки безопасности. «Если у человека есть накопления и есть желание потратить время на поиск нового места работы, то почему бы сразу же не направить усилия в эту сторону?» — заключает Артем Кумпель.
Автор
Евгения Чернышёва