Учиться при любых условиях
Как коронавирус влияет на образовательную систему

Из-за ограничительных мер к середине апреля более 1,5 млрд школьников и студентов во всем мире (91,3% от общего числа) не посещали учебные заведения. Такие подсчеты сделали специалисты Института статистики ЮНЕСКО. Большая часть учащихся занимаются онлайн: самостоятельно или при помощи преподавателей, которые проводят уроки и консультации по видеосвязи, электронной почте, в мессенджерах. Но переход на новый режим обучения происходил слишком быстро и многие не были к нему готовы.
Российских школьников начали переводить на дистанционное обучение с 23 марта. В Минпросвещения разработали рекомендации для учителей, в соответствии с которыми они могут либо проводить онлайн-уроки с помощью сервисов Skype, Zoom, Talky, Videomost, либо отправлять учеников на онлайн-платформы с образовательным контентом. Среди них, например, «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Учи.ру», «Мои достижения» и другие. Для консультации учителей и родителей в Минпросвещения открыли горячую линию, на которую с 18 марта по 20 апреля поступило более 13,9 тыс. звонков из 64 регионов.
Какие трудности возникли при переходе на дистанционное обучение
«Учителя и школы в целом сейчас находятся в невероятно трудной ситуации, — объясняет автор и редактор проекта „Атлас новых профессий“ Мария Рамзаева. — Одно дело перевести на удаленку офисных работников, у которых и так большая часть работы была за компьютером. И совсем другое — перевести обучение в онлайн-формат. Офлайн- и онлайн-обучение строится по разным принципам, там разные способы подачи информации и удержания внимания». Специалист подчеркивает, что разработкой онлайн-курсов занимаются целые команды, которые могут потратить на работу несколько месяцев, тогда как в сложившейся ситуации учителям пришлось всего за несколько дней делать все самостоятельно.
Директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов и заместитель проректора по образовательным технологиям УРФУ Виола Ларионова также говорят, что на создание одного онлайн-курса уходит в среднем 6–9 месяцев. Самому преподавателю требуется некоторое время для его апробации. Поэтому сейчас, по мнению экспертов, не стоит ждать высоких результатов от занятий в онлайн-среде. Некоторые педагоги могут пользоваться массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК, есть на таких платформах, как Coursera, «Открытое образование», и других). Но обычно они не знакомы с их содержанием и вынуждены изучать контент одновременно со студентами.
Собственные платформы вузов, как выяснилось, тоже не готовы к нагрузке. Так, уже через несколько дней после их закрытия (вузы стали массово переходить на онлайн-занятия с 16 марта) министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что в некоторых высших учебных заведениях в средних и малых городах «рухнула система». К тому же сложно или почти невозможно дистанционно организовать практические или лабораторные занятия, из-за чего некоторым учебным заведениям пришлось перенести их на более поздний период.
Ситуацию усугубляет и то, что некоторым педагогам не хватает навыков работы с онлайн-инструментами. Еще в 2019 году исследователи из Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выяснили, что каждый четвертый преподаватель вуза с ученой степенью за последние три года ни разу не участвовал в онлайн-мероприятиях по видеосвязи, 36% редко пользовались такими платформами, 28,2% — периодически и только 11,4% — регулярно. Кроме того, 12% преподавателей признались, что они не владеют инструментами для совместной работы с файлами, включая файлообменники и облачные сервисы (Google Docs, Dropbox и другие).
По словам управляющего партнера онлайн-школы Skyeng Александра Ларьяновского, у многих людей до сих пор есть предубеждение, что с помощью интернета можно лишь играть или смотреть фильмы, но никак не учиться. «Вынужденный переход школ на дистанционный формат обучения показал, что почти все учителя, дети и родители оказались совершенно неготовыми к использованию цифровых инструментов, — говорит он. — Их „цифровая грамотность“ по всей стране оказалась близкой к нулю. Первый вынужденный опыт у многих может быть негативным, и возврат к старым добрым понятным книгам и партам будет казаться спасением».
Проблема цифрового неравенства выражается еще и в том, что у некоторых детей нет собственного компьютера (в некоторых семьях нет вообще никакого) или доступа к интернету. Последних, согласно информации ЮНИСЕФ, во всем мире насчитывается 346 млн человек (около 29% молодежи во всем мире). Чаще всего с проблемами сталкиваются дети из наименее развитых стран. Но и в США, как следует из данных Федеральной комиссии по связи, широкополосным соединением с интернетом не обеспечены порядка 21 млн человек. При этом даже при наличии соединения могут возникать проблемы. «Интернет не везде и не всегда хорошо ловит, сеть может быть перегружена, — отмечает научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Ульяна Захарова. — Это влияет на качество обучения, особенно если речь идет о синхронных форматах, когда всем одновременно нужно присутствовать на площадке. Если проблемы с сетью возникают у учащегося, он выпадает из урока, а если у учителя, то занятие может и вовсе не состояться».
Еще один фактор, влияющий на качество онлайн-обучения, — отношение к процессу самих учащихся. Ульяна Захарова объясняет, что, как правило, МООКи проходят люди с сильной мотивацией к обучению. Сейчас преподаватели традиционных учебных заведений вынуждены использовать эти курсы или создавать свои собственные для учеников и студентов, с которыми они обычно занимаются очно. «Многие преподаватели вузов, участвующие в наших интервью, с удивлением фиксируют, что в условиях обучения на самоизоляции студенты оказываются более мотивированными, часто проявляются студенты, которые раньше „отсиживались“ на очных занятиях, — говорит эксперт. — Однако среди учащихся есть и те, у кого нет мотивации и кому плохо удается самоорганизоваться. Бывает и так, что студентам сложно рассчитать, сколько времени потребуется для самостоятельного изучения того или иного материала, и они оказываются перегружены».
Кроме того, Ульяна Захарова подчеркивает, что и школа, и университет — это еще и место для общения и определенная среда: человеку намного легче заставить себя заниматься, если все вокруг делают то же самое. По ее словам, многие преподаватели говорят, что студенты по-настоящему скучают по учебным аудиториям и с нетерпением ждут возвращения очных занятий. «Это, кстати, идет вразрез с прогнозами технофилов, что студентам так понравится учиться из дома, что в вуз их будет потом не загнать», — добавляет она.
В случае со школьниками с проблемами сталкиваются и родители, на которых частично ложится ответственность за организацию учебного процесса. Сейчас они должны обеспечивать детей местом для занятий и компьютером, напоминать об онлайн-уроках, решать технические проблемы при подключении, контролировать выполнение заданий. В конце марта эксперты проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Равные возможности — детям» и фонда «Национальные ресурсы образования» провели опрос с участием более 2,4 тыс. родителей и более 2,6 тыс. учащихся в возрасте от 13 до 18 лет. 48% родителей сообщили, что из-за неспособности детей самоорганизоваться они столкнулись с увеличением нагрузки. 62% родителей указали на снижение у детей мотивации к учебе, 45% — на нехватку общения с учителями, а 70% согласились с тем, что онлайн-уроки не смогут заменить школы.
Среди самих школьников 88% сообщили о перебоях в работе платформ. 65% признались, что им проще усваивать материал во время очных уроков, 57% — что им не хватает общения с одноклассниками, 49% — что они быстрее утомляются. При этом 40% подростков чувствуют себя более комфортно в онлайн-среде, около 30% — так же продуктивно, как и раньше, 25% готовы и дальше продолжать учебу в дистанционном режиме.
Плюсы онлайн-обучения
Одно из основных преимуществ онлайн-образования — возможность учиться в любом месте и в любое удобное время. По словам Ульяны Захаровой, еще до пандемии такая форма обучения позволяла вовлекать в образовательный процесс тех, у кого нет возможности посещать учебные заведения. Это, например, люди с инвалидностью, женщины в декретном отпуске, жители отдаленных регионов. Кроме того, благодаря интернет-платформам учащиеся, которые по каким-то причинам временно не посещают школу или вуз, могут не выпадать из учебного процесса и осваивать учебные материалы в одном темпе со своей группой.
Помимо прочего, на онлайн-платформах информация, как правило, удобно структурирована и подается в концентрированном виде. У учащихся есть возможность заниматься более интенсивно. В условиях традиционного очного обучения они изучают какой-то курс раз в неделю, посещая занятия на протяжении всего триместра или семестра. Зато сейчас, при дистанционном асинхронном обучении они могут зайти на платформу, где выложены все материалы, и пройти его за месяц. «Есть преимущества и для тех, кто обучает. Если преподаватель сам по какой-то причине не может ходить на работу, он может продолжать вести занятия в дистанционном формате. Он также может использовать сторонние ресурсы, чтобы сделать свои занятия более интересными, интерактивными, вовлекающими», — подчеркивает Ульяна Захарова.
Александр Ларьяновский соглашается с тем, что онлайн-обучение открывает дополнительные возможности как перед теми, кто учится, так и перед теми, кто учит. Он уверен, что такой формат позволяет строить персональные кривые обучения, ускорять освоение учебных материалов, измерять результаты проделанной работы.

Прогнозы на будущее
Эксперты говорят, что опыт работы в новых условиях приведет к тому, что многие учебные заведения начнут по-другому подходить к организации образовательного процесса. Так, исследователи из Дартмутского колледжа (США) и Университета Калгари (Канада) Виджай Говиндараджан (Vijay Govindarajan) и Ануп Шривастава (Anup Srivastava) ожидают, что со временем университеты начнут отказываться от такого формата обучения, как лекции, который не требует личного взаимодействия между преподавателем и студентами. Благодаря этому у студентов появится больше времени на практические занятия и собственные исследования, а у преподавателей — на индивидуальные консультации. Отказ от очных лекций также позволит сократить время обучения, а значит, высшее образование станет более доступным. Однако специалисты подчеркивают, что для перехода на онлайн-обучение предстоит решить множество проблем, и в первую очередь проблему цифрового неравенства.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов также прогнозирует, что традиционные лекции себя изживут. На смену им придут онлайн-курсы, которые благодаря встроенным элементам контроля обеспечивают более качественное усвоение учебного материала. В создании этих курсов, по его словам, будут участвовать IT-компании: сейчас в России в эту сферу активно инвестируют такие компании, как 1С, Mail.ru Group, Сбербанк и Яндекс. «В развитии образования возникнут своего рода композитные степени, когда обучающийся самостоятельно выбирает для себя онлайн-курсы из набора возможных и находит учебное заведение, которое их признаёт и выдает диплом бакалавра или магистра», — говорит Ярослав Кузьминов. При этом школьники и студенты по-прежнему будут посещать учебные заведения — в первую очередь для того, чтобы общаться друг с другом и педагогами.
По словам Александра Ларьяновского, системе образования повезло, так как переход осуществляется сейчас, в 2020 году, а не, например, пять лет назад. «Еще совсем недавно рынка EdTech (от англ. educational technology — образовательные технологии) не было, в него мало кто верил, но за последние годы он сумел набрать достаточно большой слой мускулов. Никто точно не может сказать, каким будет образование через 10 лет, но задача государства и частных образовательных компаний заключается в том, чтобы найти способ быстро двигаться в правильную сторону», — говорит эксперт.
Согласно оценкам аналитической компании Research and Markets, объем мирового рынка онлайн-образования как в образовательном, так и в корпоративном секторе в 2025 году достигнет $350 млрд. Стимулировать рост будут в том числе технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности. Лидерами рынка, по прогнозам экспертов, станут США и Китай. Он также будет стремительно расти в Индии, власти которой работают над повышением качества образования и доступности интернета.
В России, по данным «Интерфакс Академии», рынок онлайн-образования растет со скоростью 20–25% в год. К концу 2020 года он будет оцениваться в 55–60 млрд рублей по сравнению с 45–50 млрд рублей в 2019 году. Значительная доля EdTech-рынка (22–25 млрд рублей) приходится на дополнительное образование для взрослых, и ожидается, что к концу года стоимость этого сегмента достигнет 27–30 млрд рублей. Сейчас с помощью онлайн-платформ взрослые осваивают digital-профессии (лидеры рынка: онлайн-университет Skillbox, GeekBrains и «Нетология-групп») и прикладные профессии (GetCourse, «Инфоурок»), а также изучают языки (SkyEng, Lingualeo, PuzzleEnglish). «Интерфакс» отмечает, что в будущем онлайн-платформы будут использоваться наряду с традиционными формами обучения и распространение получит модель смешанного обучения (blended learning). «Например, онлайн-площадки будут предоставлять контент и подбирать методы работы с учениками, а вузы будут объединять практикующих специалистов, представителей академических наук и самих студентов», — предсказывают аналитики.
Автор
Евгения Чернышёва