«Заниматься вопросами устойчивого развития становится экономически и социально целесообразно»
Компания Unilever расширила обязательства перед обществом и окружающей средой
Мир становится более экологичным во всех смыслах и требует нового комплексного подхода к вопросам устойчивого развития, полагает президент компании-производителя пищевых продуктов и товаров бытовой химии Unilever в России, Украине и Беларуси Регина Кузьмина. Именно на решение таких задач направлен «Компас» — новая стратегия Unilever, разработанная для защиты окружающей среды и повышения качества жизни людей. О том, как она будет реализована и в чем ее отличие от предыдущего плана, Регина Кузьмина рассказала Plus‑one.ru.
— Ранее, с 2010 года, ваша компания реализовывала Unilever Sustainable Living Plan (USLP). Что представлял собой этот план, какие цели удалось воплотить в жизнь?
— В прошлом году исполнилось десять лет со дня принятия нашего плана устойчивого развития и повышения качества жизни USLP, в котором были сформулированы цели по изменению социальных, экологических и экономических показателей во всей цепочке создания стоимости продукции. К моменту, когда Организация Объединенных Наций представила миру свои 17 Целей устойчивого развития, наш план работал уже пять лет. Для нас было большой честью, что экс-CEO Unilever Пол Полман был единственным представителем бизнеса, которого ООН пригласила в качестве консультанта, чтобы определить, какие именно направления устойчивого развития необходимо включить в перечень этих 17 целей.
В USLP были сформулированы три большие цели, которые на тот момент казались нам наиболее актуальными и амбициозными. Это улучшение здоровья и самочувствия одного миллиарда человек к 2020 году, повышение уровня жизни миллионов людей к 2020 году и двукратное снижение воздействия на окружающую среду к 2030 году. Это глобальные цели, но каждая страна делает свой вклад.
Приведу один пример. Все знают, что проблема пластиковых отходов — одна из важнейших с точки зрения окружающей среды. На сегодняшний день 89% пластиковой упаковки нашей продукции, продающейся в России, пригодны к переработке. Это значит, что при наличии соответствующей инфраструктуры упаковка не пойдет на полигоны, а может послужить сырьем для производства новых пластиковых бутылок. К слову, у Unilever сейчас самая большая в России линейка товаров, «одетых» в упаковку именно из переработанного пластика. А к 2025 году, согласно нашему плану, 100% пластиковой упаковки продукции Unilever будут пригодны к переработке и вторичному использованию.
— Какие еще экологические инициативы были реализованы?
— Мы перешли на принцип «ноль опасных отходов на захоронение». Отходы сырья и упаковки, образующиеся в процессе производства готовой продукции, не отправляются на полигоны, а утилизируются экологически приемлемыми альтернативными способами — направляются на переработку и использование в качестве вторичного сырья в других индустриях. Статус «ноль отходов» регулярно подтверждается через внешний и внутренний аудит поставщиков.
Мы перевели наши предприятия на получение электричества из возобновляемых источников. Наши производственные центры в Санкт-Петербурге, Тульской области и Екатеринбурге с декабря 2018 года используют ветряную электроэнергию, на 100% покрывающую их потребности в электричестве. В Ульяновской области нами используются ветрогенераторы финской корпорации Fortum. Производимое ими электричество отправляется потребителям наравне с энергией, полученной из других источников. С сентября 2019 года аналогичным образом работает фабрика Unilever по производству мороженого в Омске — туда электроэнергия поступает от солнечных электростанций российской энергетической компании Hevel Solar.
К концу 2019 года 62% нашего сельскохозяйственного сырья было получено от поставщиков, придерживающихся принципов устойчивого развития и повышения качества жизни. В России ответственной сертификацией отмечена упаковка продукции бренда Lipton, ее вручила Rainforest Alliance — неправительственная организация, ставящая целью своей работы сохранение биоразнообразия и обеспечение устойчивых условий жизни. Картонная упаковка некоторых наименований бренда «Чистая Линия» удостоилась наград FSC, Лесного попечительского совета, ассоциации представителей экологических и социальных организаций, продавцов лесоматериалов, лесничих, коренных малочисленных народов, лесных корпораций, сертификационных организаций из многих стран мира.
— Почему понадобилось принятие новой стратегии устойчивого развития, в чем ее основные отличия от предыдущей?
— Переход от USLP к новой стратегии позволил «Компасу» расширить уже имеющиеся обязательства, а также дополнить список новыми, не менее амбициозными задачами. Это план устойчивого развития и повышения качества жизни до 2030 года. Он, безусловно, эволюционировал из USLP, но при этом является новым по своему содержанию.
Благодаря нашим «брендам со смыслом», мы выработали для себя три новых направления: улучшить здоровье планеты; улучшить здоровье и самочувствие людей, повысить их уверенность в себе; внести лепту в борьбу за справедливость, формирование инклюзивного и многообразного общества.
Эти три направления разделяются, соответственно, на восемь приоритетных подразделов, в каждом из которых и обозначены наши обязательства до 2030 года. Они охватывают весь спектр нашего бизнеса и формируют широкую экосистему, в которой есть место для каждого партнера, сотрудника и покупателя нашей продукции.
Мы считаем, что все эти направления взаимосвязаны. Поэтому появилось такое решение как «Компас», в котором все направления органично переплетены и сгруппированы в три области — наши корпоративные обязательства, работа с потребителями, взаимодействие с партнерами и поставщиками. Компас — это символ движения в правильном направлении, сообща.
— Расскажите подробнее об этих направлениях. В чем их суть?
— Начнем с первого направления, «зеленого» во всех смыслах, связанного с улучшением здоровья планеты. Эта сфера активно развивается и требует большого количества научных исследований, инновационных разработок, технологических внедрений. Но не только. Не менее важна работа с потребителями продукции — только совместными усилиями всего общества можно спасти нашу планету от экологической катастрофы. Защита и восстановление окружающей среды, мир без отходов и борьба с изменением климата — наши ключевые цели, и в рамках их достижения мы сформулировали для себя ряд конкретных задач. Например, к 2023 году мы собираемся создать цепочку поставок, не приводящую к уничтожению лесов.
Еще одно направление — здоровье людей, включающее в себя не только хорошее самочувствие, но и качественное питание. Пример — наше порционное мороженое: 95% ассортимента к 2025 году будет содержать не более 22 граммов сахара на порцию калорийностью не выше 250 ккал.
И третья глобальная цель — внести вклад в борьбу за справедливость и формирование более инклюзивного и многообразного общества. Это ряд обязательств Unilever, способствующих построению равноправной и инклюзивной культуры путем устранения дискриминации и предрассудков в наших внутренних практиках и процедурах. Например, мы собираемся принимать на работу больше людей с инвалидностью, и к 2025 году их среди наших сотрудников будет не менее 5%. Другое важное обязательство в этом направлении — повышение уровня жизни. Необходимо создать условия, чтобы работники наших партнеров имели заработную плату не ниже прожиточного минимума к 2030 году.
— В ходе презентации «Компаса» вы показали образ покупательницы вашей продукции — Валентины. Расскажите о ней. Как этот образ родился, почему она выглядит так, а не иначе?
— Образ Валентины был создан еще в начале 2020 года, когда мы вместе с командой расширенного правления стали пересматривать стратегию компании. Мы решили посмотреть на свою работу, на свои корпоративные цели через призму нашего потребителя. Им стала Валентина, 39-летняя медсестра, живущая в типичном провинциальном городе рядом с промышленной зоной. Это обычная женщина, ничем не отличающаяся от тех, которых мы встречаем каждый день в нашей повседневной жизни среди знакомых, друзей или родственников. Нам понятны ее проблемы и переживания: забота о пожилых родителях, собственное здоровье, растущие дети, их будущее.
На самом деле Валентину могут звать Натальей или Марией, и жить она может в Краснодаре или Перми, суть от этого не меняется. Мы не можем работать в вакууме с фокусом на какие-то абстрактные цели; чтобы быть успешными, мы в компании должны хорошо понимать тех людей, которые покупают и пользуются нашей продукцией.
Образ Валентины хорошо прижился в компании. Обсуждая планы, создавая инновации, мы все время спрашиваем себя: а что бы сказала Валентина? Наш план устойчивого развития и бизнес-цели теперь имеют свое лицо, главную героиню. В свою очередь, Валентина может становиться лучше без титанических усилий благодаря тому, что мы, как ответственный бизнес, делаем, чем наполняем ее продуктовую корзину, как мы планомерно реализуем стратегию «Компас».
— Сложно ли внедрять принципы устойчивого развития в России по сравнению с другими странами?
— Трансформационные процессы — это всегда сложно, не только в России. В каких-то вопросах мы гораздо более продвинуты, чем в других странах, в каких-то моментах мы можем отставать и следовать только за повесткой, пытаться решать временные, пространственные и инфраструктурные проблемы. Я бы сказала, что еще несколько лет назад на нас смотрели с недоумением, не понимали, зачем нам это надо. Вы удивитесь, насколько обширный, и какого высокого уровня вовлечения идет сейчас диалог на всех уровнях между обществом, властью и бизнесом. Для меня лично это также очень важная история, потому что те изменения, которые происходят на нашем рынке, безусловно, влияют и на экономические и социальные процессы. Сегодня заниматься вопросами устойчивого развития важно и целесообразно для каждого из нас.