Уже не дети
Родившиеся после 1995 года заканчивают учиться и начинают работать. Поколение Z, люди эпохи интернета, уже к 2020 году займут порядка 20% рабочих мест в мире. Первые настоящие «цифровые туземцы» лучше ориентируются в технологиях, чем их предшественники — поколение Y, выросшее в переходную эпоху. Конечно, и те и другие активно пользуются интернетом, социальными сетями и гаджетами, но только «зеты» провели все детство с неограниченным доступом к цифровому пространству. В СМИ поколение Z часто обвиняют в лени, неумении работать и излишней тяге к развлечениям. Мы собрали экспертные мнения карьерных консультантов, HR-специалистов и представителей крупнейших сайтов по трудоустройству о специфике «цифрового» поколения и его профессиональных запросах.
«Прежде всего, работодателей интересуют личные качества: трудолюбие и целеустремленность, нацеленность на результат, а не на процесс, эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость. Именно личные качества, а не только исходные способности и таланты определяют успешное развитие в карьере. Сами молодые люди руководствуются личными целями и планами: им важно, чтобы будущая компания способствовала приобретению нового опыта и повышению квалификации. Согласно исследованиям, около 76% молодых людей до 25 лет в России хотели бы запустить собственный бизнес в будущем или даже видят это главной целью своей карьеры, а 11% из этой же выборки уже это сделали и работают на себя. Бороться с этим трендом бессмысленно — руководители и сотрудники отделов по работе с персоналом должны направлять предпринимательский потенциал поколения Z в позитивное русло для развития отдельных проектов и компаний в целом»
Галима Ахмадуллина, создательница агентства Galima HR
«Каких-то особенных требований к поколению Z у работодателей нет — только профессионализм, навыки и образование. Наверное, при каждой смене поколений у молодых людей одни и те же завышенные запросы, просто в силу возраста. Но рынок очень хорошо всех выравнивает. В целом, даже само понятие «поколение Z», по-моему, совершенно надуманно. Каждые 10 лет молодые специалисты и компании проходят через одни и те же стадии, и каждый раз все приходит в норму. Единственное отличие нынешнего молодого поколения — это доступность образования через интернет. И если человек хочет, он может прийти замечательным специалистом уже в 18 лет, а может и совсем ничего не иметь. Увеличился разброс в навыках в рамках одной генерации»
Юлия Шарапова, руководитель пресс-службы Superjob
Еще по теме: Большинство людей поколения Z мотивируют премии и бонусы
«Работодатели, нанимая молодых специалистов, смотрят на навыки и умения в первую очередь, поскольку у таких соискателей обычно еще нет богатого опыта и больших реализованных проектов. Также важны личностные качества: готов ли человек работать самостоятельно и в команде, умеет ли договариваться. Смотрят на целеустремленность и другие аспекты. Однако это никак не связано с особенностями того или иного поколения, будь то X или Y. У самих „цифровых аборигенов“ — большая тяга, в первую очередь, к интересной работе и к постоянному профессиональному развитию, к получению как можно большего количества новых навыков. Деньги, конечно, важны, но не так, как раньше. Компании, заинтересованные в „молодой крови“, организуют специальные программы стажировок, которые в большом количестве можно найти у нас на Career.ru. Тем самым в реальных интересных проектах задействуются еще даже не работники, а студенты без опыта»
Ирина Святицкая, руководитель Career.ru и молодежного направления HeadHunter
«Мы предъявляем к молодым специалистам те же требования, что и к взрослым и опытным. Однако зачастую поколение Z имеет больше шансов им соответствовать: они открыты инновациям, гибки и способны решать задачи в контексте постоянных изменений. К тому же из-за небольшого опыта работы у них нет готовых ответов „из учебника“. Часто думают, что молодым больше нужны „плюшки и веселье“. Это отчасти так, но многие при этом ищут и интересную профессиональную задачу, хотят быстро узнавать новое, ими движет ответственность за свой рост, они хотят видеть реальную отдачу от своих дел. Мы используем современные каналы и форматы коммуникаций с кандидатами, говорим с ними на современном языке — мы очень демократичны в культуре общения»
Ольга Ким, дизайнер среды и ответственная за HR-практики в QIWI
Автор
Подготовила Мария Сотскова