28.05.2021
Партнерский материал
Общество

«Ростелеком» провел исследование о влиянии COVID-19 на технологические тренды в 2020 году

Пандемия ускорила цифровую трансформацию в сфере здравоохранения, образования и торговли

Фото: iStock

Вспышка COVID-19 стимулировала развитие цифровых технологий. Особенно заметное влияние технологические инструменты оказали на сферу здравоохранения, образования, ритейла, а также на способы повседневной коммуникации. На это указывают результаты исследования, проведенного с использованием программы TeqViser, которая при помощи искусственного интеллекта помогает находить и анализировать данные, и на их основе принимать стратегические решения. Аналитический инструмент разработала компания «Ростелеком».

Специалисты изучили публикации в СМИ и научных журналах, а также зарегистрированные патенты, которые были связаны с темой коронавируса. В исследовании «Ростелекома» рассматривается период с 2018 по 2020 год, при этом авторы напоминают, что первый штамм коронавируса был выявлен еще в 1960-е годы. Анализ показал, что количество посвященных коронавирусу текстов в СМИ увеличилось с одного в 2018 году до 54 тыс. в 2020 году. Число научных публикаций выросло с 500 до более чем 94 тыс., а число выданных патентов — с 96 до 1,5 тыс.

Эксперты также выявили технологические тренды, которые чаще всего упоминались в связи с пандемией. На первом месте оказались цифровые медицинские сервисы, или e-health. Так, если в 2019 году в СМИ появилось около 2 тыс. публикаций, связанных с ними, то в 2020 году — уже более 3,8 тыс. (на 91% больше). При этом 60% из них были на тему пандемии. Число текстов в научных журналах увеличилось на 17% — с 420 тыс. до 490 тыс. Коронавирусу были посвящены шесть из десяти статей, и эта тема стала такой же популярной, как и тема ментального здоровья. Инвестиции в цифровые медицинские сервисы увеличились на 18% — с $98 млрд до $116 млрд.

Второй по популярности тренд — онлайн-образование (e-learning). Количество материалов в СМИ на эту тему выросло на 130%, с 280 до 643, а количество научных публикаций — на 7%, с 6,4 тыс. до 6,8 тыс. В 2020 году также было выдано на 25% больше патентов (264 по сравнению с 211 в 2019 году). Объем инвестиций в онлайн-образование оценивается в $11 млрд, что на 167% больше, чем годом ранее ($4 млрд). Развитию сферы e-learning, по словам специалистов, способствовали два фактора. Во-первых, образовательные учреждения были вынуждены обеспечивать непрерывность учебного процесса для школьников и студентов. А во-вторых, многие взрослые люди в условиях карантина начали изучать что-то новое, получать дополнительное образование. «Благодаря пандемии цифровая трансформация образовательной сферы совершила скачок на несколько лет вперед», — отмечают в компании.

Пандемия подстегнула интерес и к сервисам для видео-конференц-связи. Эти технологии развивались и раньше. Однако карантин, во время которого платформы типа Zoom оказались основным средством коммуникации, ускорил их массовое распространение. На эту тему в 2020 году было опубликовано более 3 тыс. текстов в СМИ (на 408% больше, чем в 2019 году) и 598 статей (на 45% больше). Объем инвестиций вырос на 350% и достиг $734 млн.

Еще один технологический инструмент, который стал пользоваться большим спросом во время вспышки коронавируса, — электронная коммерция (e-commerce). Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию, в 2020 году доля электронных продаж в мировой розничной торговле увеличилась до 17% по сравнению с 14% в 2019 году. При этом количество журналистских и научных публикаций в 2020 году выросло незначительно — на 35% и 3% соответственно. Объем инвестиций остался на уровне предыдущего года, количество зарегистрированных патентов даже снизилось — с 9,3 тыс. до 8,3 тыс. Аналитики объясняют это тем, что технологии e-commerce пользовались спросом и до 2020 года, а пандемия стала толчком для их масштабирования.

Среди других областей, выигравших от коронавируса, оказались видеоигры и финансы. Но, например, технологии, связанные с экономикой совместного потребления (sharing economy), подверглись негативному влиянию. Больше всего пострадали сферы, связанные с жильем и транспортом. Тем не менее благодаря требованиям по соблюдению социальной дистанции в 2020 году постепенно начала увеличиваться востребованность такси, арендованных машин и велосипедов.

«Главное, что удалось сделать пандемии, — это поменять отношение людей к цифровым технологиям и уменьшить сопротивление к внедрению инноваций в, казалось бы, уже устоявшуюся жизнь, — говорит заместитель директора центра стратегических инноваций „Ростелекома“, руководитель проекта TeqViser Павел Красовский. — Даже у старшего поколения сформировалась привычка к безналичным расчетам и онлайн-покупкам». Специалист добавляет, что за взрывным ростом популярности может последовать временное замедление. Но события 2020 года будут иметь долгосрочные последствия, которые можно будет оценить через несколько лет.