Всеобщая интернетизация
О том, почему образование не может обойтись без массового доступа в сеть, а также об инклюзивном потенциале интернета «+1» рассказала заместитель директора Департамента внешних коммуникаций ПАО «Ростелеком» Юлиана Соколенко.
— Юлиана, в одном из интервью вы говорили, что интернет является для современных детей «жизненным пространством». В чем плюсы интернетизации школ?
— Плюсы в том, что это современные технологии, которые создают новые формы обучения. И «Ростелеком» дает такую возможность жителям не только мегаполисов, но и небольших городов, сельской местности. В одном только Приморском крае к 2019 году мы планируем подключить к сети 414 школ. Системный проект по интернетизации образовательных учреждений и система контент-фильтрации внедряют новые методики, например дистанционное обучение, интерактивные доски, электронные дневники. Чтобы стимулировать у школьников интерес к интернет-технологиям, мы проводим Всероссийский онлайн-чемпионат «Изучи интернет — управляй им!». Его главная цель — повысить уровень грамотности молодых пользователей в современной интерактивной форме.
— Продвинутые школьники уже умеют программировать и даже разбираются в криптовалютах. А учителям, которые не успевают за своими учениками, что делать?
— Повышать IT-грамотность. Например, существенным подспорьем для преподавателей по всей стране стала электронная версия «Азбуки интернета», которая размещена на обучающем портале. Этим пособием могут воспользоваться учителя старшего поколения. Если в процессе возникают вопросы, их можно задать разработчикам.
— Разрыв поколений — не единственный барьер, если мы говорим об IT-технологиях. Кому еще жизненно необходим интернет?
— Если смотреть глобально, то интернетизация общества — это, прежде всего, устранение цифрового неравенства в различных социальных группах и сферах. Например, для школьников с ограниченными возможностями здоровья интернет-образование — это залог того, что они получат качественную услугу, которая расширяет кругозор, углубляет знания и дарит общение со сверстниками, необходимое для нормальной реабилитации и адаптации в социуме. Ребята качественно меняют свой досуг, могут подобрать развивающие компьютерные игры. Им очень не хватает этой, казалось бы, обычной для современных детей возможности.
— В этом году вы впервые поддержали детский хакатон 4Kids Spring, проходивший в Дагестане. К чему участники проявили наибольший интерес?
— Могу сказать, что диапазон проектов был очень широк. Например, команда Helpers представила разработку в помощь людям с ограниченными возможностями. Ребята из StepUp выбрали своей темой популяризацию культурного наследия Махачкалы. Они предложили установить на всех памятниках города QR-коды и разработали приложение, которое сканирует код и дает подробную информацию о достопримечательности. «Гении» показали сложную работу — «Реализация автоматизированных бытовых проектов на микроконтроллере Arduino». За 20 часов они создали интернет-магазин, в котором выставили систему автополива для комнатных растений, и умный дом с управлением через мобильное приложение. Девятиклассник Сагитав Сагитов защищал проект MajorSkill — телеграм-бот, определяющий список наиболее востребованных навыков по названию IT-специальности. Всего жюри хакатона отметило 10 команд-победителей.
— Победители — это потенциальные кадры? Сегодня многие компании присматриваются к школьникам и студентам, которых потом можно пригласить к себе работать. Для вашей отрасли это актуально?
— Безусловно. Развивая новые сервисы и внедряя новые технологии, мы остро нуждаемся в инженерах-профессионалах. Именно поэтому «Ростелеком» вместе с молодежной волонтерской организацией AIESEC несколько лет осуществляет проект «ИТ-Рост», цель которого — познакомить старшеклассников с перспективными услугами в сфере цифровых технологий. В этом году мы начали сотрудничать с Фондом новых форм развития образования и запустили проект «IT-Квантум» на площадке Всероссийского детского центра «Океан». Для ознакомления школьникам доступен весь спектр передовых технологий — от телекоммуникационных услуг и цифрового телевидения до облачных вычислений и систем big data.
Автор
Беседовала Людмила Брус