Вузы должны уметь меняться

Тенденции в высшем образовании после COVID-19

Фото: istockphoto.com

Пандемия коронавируса привела к резким масштабным изменениям в сфере образования. Учебные заведения закрылись на карантин более чем в 190 странах. Как признают в ООН, с одной стороны, это отразилось на благополучии миллионов детей и студентов из бедных регионов, не имеющих доступа к интернету. С другой — кризис стимулировал внедрение инноваций в сфере образования. Специалисты Британского совета — общественной организации, развивающей проекты в области образования, культуры и искусства, — считают, что изменения, произошедшие с высшим образованием во время пандемии, повлияют на его будущее.

Многие вузы, по мнению экспертов, использовали карантин как возможность для технологизации и переосмысления своих стратегий. Так, даже один из старейших в мире Кембриджский университет анонсировал, что со следующего учебного года все его лекции будут доступны онлайн. Основная идея специалистов Британского совета заключается в том, что институты, которые хотят оставаться востребованными, должны уметь меняться. Однако в процессе трансформации они должны применять гибкий подход, реагируя на меняющиеся требования учащихся. «Те, кто рассматривает COVID-19 как временное явление и возвращается к традиционным способам обучения, вряд ли выживут, когда все закончится, — предупреждают в организации. — Вузы не смогут выдержать финансового давления, так как количество поступающих снижается».

Авторы концепции полагают, что высшее образование в 2030 году будет другим. Его будут отличать обновленные учебные программы, иные педагогические методы, при этом студенты смогут обучаться дистанционно и работать до получения диплома. Эксперты Британского совета ожидают, что государство, университеты и частный сектор заключат партнерство и создадут образовательные экосистемы, отличные от традиционных студенческих городков. За счет сближения образования и бизнеса учащиеся получат больше практических навыков, а выпускники вузов будут лучше подготовлены к работе. В Британском совете рекомендуют вузам инвестировать в улучшение качества образования, а не во внедрение технологических решений. «Плохое преподавание нельзя улучшить с помощью технологий», — предупреждают эксперты.

По прогнозам Британского совета, к 2030 году высшее образование будет сочетать сразу несколько форматов: очные семинары, обучение на опыте (experiential learning, метод, при котором студенты выполняют задание без предварительного освоения теории) и дистанционные онлайн- и офлайн-программы. Главные плюсы такого подхода в том, что расписание станет более гибким, а учеба — значительно дешевле.

По данным Института доступности колледжей (Institute for College Access & Success, неправительственная организация, стремится увеличить доступность высшего образования в США), объем кредитов, выданных в 2020 году на высшее образование в США, превысил $1,6 трлн. Это вторая крупнейшая категория потребительских долгов в стране после долгов по ипотечным кредитам. В среднем обучение в колледже стоит от $21 тыс. в год. С переходом на удаленное обучение из-за пандемии COVID-19 американские студенты начали подавать в суд на вузы с требованием вернуть часть денег. В итоге Конгресс предоставил учащимся кредитные каникулы на полгода, что обошлось экономике страны в $2 трлн.

Эксперименты по изменению высшего образования

Фото: istockphoto.com

В конце августа 2020 года американская ИТ-корпорация Google запустила программу сертификации Google Career Certificates по нескольким востребованным ИТ-специальностям. Компания обещает, что обучающий курс продлится максимум полгода, обойдется дешевле, чем обучение в вузе, а сертификаты выпускников программы будут рассматривать при приеме на работу наравне с дипломами бакалавра. «Высшее образование недоступно многим американцам, а диплом вуза не гарантирует экономическую безопасность», — прокомментировал запуск программы старший вице-президент по глобальным связям Google Кент Уокер. Некоторые СМИ сочли инициативу компании попыткой изменить систему высшего образования в стране.

В тот же период в России несколько преподавателей Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) назвали кризис образовательной системы, вызванный пандемией коронавируса, крупнейшим за десятилетия и запустили собственный независимый онлайн-университет. По мнению авторов идеи, образовательный проект под названием Свободный университет позволит ученикам и преподавателям освободиться от «всякого административного диктата» и цензуры. Инициаторами проекта выступили преподаватели Школы философии Виктор и Юлия Горбатовы, Кирилл Мартынов, профессор факультета права НИУ ВШЭ Елена Лукьянова, которым вуз не продлил контракты на следующий учебный год.

«Когда из-за COVID-19 университеты вынужденно оказались выброшены в пространство полного онлайна, вдруг особенно ясно стало, что многие институциональные требования, которые мы привыкли считать само собой разумеющимися, совершенно ложны по целеполаганию и нелепы по форме. Присмотревшись, мы поняли, что они вовсе не про качество образования, мягкие навыки и мотивацию. Скорее, они про бюрократические показатели, массовость и дешевизну образовательного процесса», — признался Виктор Горбатов, комментируя запуск Свободного университета.

По мнению политолога Екатерины Шульман, онлайн-образование может уравнять бедных и богатых: студенты из любой точки мира смогут смотреть онлайн-лекции самых престижных университетов. Вместе с тем, как отмечает политолог, люди посещают учебные заведения не только ради знаний, но и ради социальных связей, которые сохранятся на всю жизнь.