Законное право на поддержку

Президент РФ Владимир Путин 26 июля 2019 года подписал поправки к Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это тот самый «закон о социальном предпринимательстве», которого ждали почти семь лет. В рамках этих поправок в правовом поле впервые закрепили само понятие «социальное предпринимательство», а также указали, какие категории граждан, предприятий и видов деятельности подпадают под это определение. Изменения также коснулись федеральных и региональных мер поддержки для социальных предпринимателей и предприятий.

Президент РФ Владимир Путин 26 июля 2019 года подписал поправки к Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это тот самый «закон о социальном предпринимательстве», которого ждали почти семь лет. В рамках этих поправок в правовом поле впервые закрепили само понятие «социальное предпринимательство», а также указали, какие категории граждан, предприятий и видов деятельности подпадают под это определение. Изменения также коснулись федеральных и региональных мер поддержки для социальных предпринимателей и предприятий.

Кроме того, в первом чтении 18 июля 2019 года одобрили еще одну важную законодательную инициативу: создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), получающих господдержку. Первое размещение сведений планируется на 20 декабря 2020 года. Согласно этой инициативе будет создан единый реестр муниципальных, региональных, федеральных мер поддержки и всех связанных с ним институтов инфраструктуры. Главное в нововведении — возможность отслеживать, кто этой поддержкой и в какой мере воспользовался. Это позволит убрать номинальные виды поддержки и усилить реальные, а также позволит предотвратить нецелевое использование средств.

Приняв этот закон, Россия опередила большинство стран мира, где понятие «социальное предпринимательство», как правило, юридически не закреплено: здесь к этой категории относят предприятия со значимым social impact (в пер. с англ. — «социальное воздействие»), то есть те, которые меняют за счет своей деятельности жизнь в обществе и отношение к социально значимым проблемам. Мало где государство и общество доводят дело развития социального предпринимательства до прямых мер поддержки. Чаще наоборот — требуют от них способности обеспечивать себя самим, лишь иногда привлекая доноров и спонсоров. Именно такая модель финансирования очень широко распространена в Германии. Со стороны государства это могут быть нечастые финансовые вливания какого-либо министерства.

Однако на Западе распространены такие меры поддержки, как патронаж политиками какого-либо социально значимого бизнеса. Например, канцлер Германии Ангела Меркель курирует три совершенно разных по сфере деятельности социальных предприятия. Это не дает финансовых преференций, но является признанием их качества. К сожалению, у нас эта практика пока не пользуется спросом.

Сейчас социальные предприниматели ждут, как все то, что прописано в законе, будет реализовано на практике. Весьма многообещающе выглядит реестр, однако заявленные меры поддержки являются рамочными, и пока не понятно, как они сработают на местах. Раньше поддержка была возможна только в регионах, которые принимали участие в конкурсах по финансированию инфраструктуры поддержки социального предпринимательства от Министерства экономического развития. Сюда же можно отнести регионы, где принимались самостоятельные решения о развитии социального предпринимательства и финансировании стимулирующих мероприятий за счет регионального бюджета. Сейчас территория поддержки расширилась. Многие предприниматели относятся к закону с определенной долей скепсиса. Большинство в принципе не рассчитывают на манну небесную в виде льгот, субсидий и прочих благ и предпочитают действовать самостоятельно.

К сожалению, в текущую редакцию закона не попали экологические проекты, проекты в сфере охраны народных художественных промыслов России и проекты, связанные с сохранением и развитием деревень, а также ряд других. Это была плата «за скорость», так как иначе согласование всех нюансов могло бы затянуть принятие законопроекта на месяцы.

Из всего вышесказанного очевидно, что на этапе принятия поправок работа над законом и поддержкой социального предпринимательства не заканчивается. Осенью продолжит работу Экспертный совет по развитию социального предпринимательства при Комитете Государственной думы Федерального собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Совету предстоит серьезная работа по подготовке предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы, разработке реальных мер поддержки, в том числе инфраструктурных. Необходимо масштабирование успешного опыта, развитие Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), акселераторов, франшиз и других мер поддержки в случае потери бизнеса без вины предпринимателя.

Особое внимание уделят трудоустройству социально незащищенных слоев населения — внедрению успешных практик, включая зарубежные, а также стандартам оказания социальных услуг, в том числе актуализации требований СанПиНов для разных отраслей. Эксперты будут работать и на местах, и в рамках рабочих групп.