Бизнес в кризис
Финансовые трудности заставляют компании стремиться к устойчивому развитию
Пандемия нанесла серьезный ущерб коммерческим организациям: только в Москве за второй квартал 2020 года совокупный убыток бизнеса составил 85 млрд рублей. Деловая активность постепенно восстанавливается, и сейчас у предпринимателей есть возможность сделать так, чтобы компании не только вернулись к докризисным финансовым показателям, но и начали двигаться в направлении устойчивого развития. Это будет способствовать формированию нового миропорядка и поможет не допустить экономических потрясений в будущем.
Что происходит с бизнесом в России
В марте-мае 2020 года, когда в стране действовали самые жесткие ограничения, прибыль российских предпринимателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 67%. По данным исследования аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, это максимальное снижение за последние 16 лет. Некоторые предприятия — преимущественно работающие в сфере сельского и лесного хозяйства и рыбоводства — смогли нарастить прибыль, другие, наоборот, несли серьезные потери. В частности, убыток компаний из индустрии общественного питания и гостеприимства оценивается в 45,5 млрд рублей. Президент FinExpertiza Елена Трубникова отметила, что из-за резкого падения уровня доходов россиян восстановление потребительского спроса будет происходить очень медленно.
В настоящее время более половины российских предпринимателей ожидают вторую волну коронавируса, а более 30% — наоборот, думают, что ее не случится. На это указывают результаты опроса владельцев и руководителей более 1,6 тыс. малых и средних предприятий (МСП). Исследование совместно провели Промсвязьбанк (ПСБ), общественная организация «Опора России» (занимается развитием малого и среднего бизнеса) и исследовательское агентство Magram Market Research. Согласно результатам 44% респондентов предполагают, что в случае второй волны в стране снова введут ограничения. Однако, по их мнению, меры окажутся не такими жесткими, как весной. 30% опрошенных заявили, что россиян будет ждать только усиление перчаточно-масочного режима. При этом 17% предпринимателей уверены в повторном вводе карантина.
На основе результатов опроса владельцев и топ-менеджеров 1 629 компаний по всей стране ПСБ совместно с «Опорой России» и Magram Market Research ежемесячно рассчитывают индекс деловой активности малого и среднего бизнеса RSBI. В августе значение индекса увеличилось по сравнению с июлем и достигло 47 пунктов. Однако индекс все еще не достиг январского показателя. Положительная динамика в августе, по словам составителей индекса, объясняется тем, что многие МСП частично или полностью вернулись к прежнему режиму работы. Одни компании отказались от части арендуемых площадей, а другие смогли приспособиться к нынешней экономической ситуации: запустили сервис доставки, изменили ассортимент товаров. «Адаптация бизнеса к новым реалиям способствовала общему росту деловой активности», — объясняет вице-президент — директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса ПСБ Кирилл Тихонов. О росте выручки сообщили 12% участников опроса, а о сокращении — 60%, что на 9% меньше, чем в июле. Многие предприниматели не исключают падения выручки в дальнейшем, так как ситуация с пандемией остается неопределенной. 19% опрошенных сократили численность персонала, 8% — наоборот, наняли новых сотрудников.
Осознанность — путь к успеху
Особенности ведения бизнеса во время и после пандемии недавно обсуждались на онлайн-встрече, организованной Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) в рамках инициативы «Великая перезагрузка» (англ. — Great Reset). Инициатива стала частью проекта по борьбе с последствиями вспышки коронавируса COVID Action Platform и направлена на создание более справедливой и устойчивой социально-экономической системы. Один из участников встречи, главный исполнительный директор американского финансового конгломерата Bank of America Брайан Мойнихэн напомнил о важности «осознанного капитализма», или «капитализма заинтересованных сторон» (англ. — stakeholder capitalism). Компании, которые разделяют принципы этой концепции, стремятся к повышению рентабельности. Однако при этом они вкладывают много ресурсов в развитие социальной и экологической ответственности. По мнению эксперта, именно нематериальные показатели будут определять успех компаний и их прогресс в достижении Целей устойчивого развития.
С этим согласен и руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Игорь Коротецкий. Эксперт прогнозирует, что потребители и регуляторы будут предъявлять все более жесткие требования к бизнесу и это повлечет за собой фундаментальные изменения. «Изменится структура энергетических рынков в пользу альтернативных источников энергии. Продукция будет оцениваться не только по ее потребительским свойствам и цене, но и по ее влиянию на экологию и климат. Решения об инвестиционных проектах будут приниматься с учетом проектной углеродоемкости продукции и последствий для экологии. А экологические, социальные и климатические издержки все в большей степени будут отражаться в отчете о прибыли и убытках, — говорит эксперт. — Уже сейчас топ-менеджеры по всему миру говорят, что то, каким образом они сумеют интегрировать вопросы устойчивого развития в свой бизнес, через пять лет будет определять, останутся ли они на своих позициях».
Как пишет издание The Financial Times, пандемия помогла понять, какие компании действительно разделяют идеи «осознанного капитализма», а какие заинтересованы лишь в получении прибыли. Один из способов повысить рыночную стоимость заключается в том, чтобы использовать накопленный избыточный капитал для обратного выкупа акций (англ. — share buyback). Но из-за нехватки стратегических резервов и инвестиций многие предприятия столкнулись с серьезными финансовыми трудностями, которые они не могут решить без вмешательства со стороны государства. В качестве примера издание приводит крупнейшие американские авиакомпании, которые в течение последнего десятилетия тратили на обратный выкуп до 96% свободного денежного потока (сумма, которую можно изъять без ущерба для деятельности компании. — Прим. Plus-one.ru). Кроме того, многие предприятия продолжали рассчитывать вознаграждения руководителям, ориентируясь на стоимость акций в 2019 году. В частности, в британской авиакомпании easyJet, несмотря на отмену рейсов и резкое падение прибыли, решили выплатить акционерам дивиденды на сумму £174 млн.
При этом некоторые компании, наоборот, попытались сократить операционные издержки. Так, в международной гостиничной сети Marriott приостановили выплату заработной платы генеральному директору Арне Соренсону и председателю совета директоров Биллу Марриотту, а также вдвое сократили зарплаты топ-менеджеров. Зарплата генерального директора кенийской авиакомпании Kenya Airways Аллана Килавуке стала меньше на 80%, а зарплата топ-менеджеров, включая членов совета директоров, — на 75%. Таким образом руководство выразило солидарность с другими сотрудниками компании, которые лишились работы из-за отмены рейсов.
Часть компаний, в свою очередь, инвестировали свободные средства в разработку цифровых технологий, запуск исследовательских программ, развитие кадрового потенциала и клиентского сервиса. Например, Microsoft во время карантина предоставила педагогам и учащимся по всему миру бесплатный доступ к платформе для видеоконференций MS Teams, а также создала интерактивную карту с данными о распространении коронавируса по всему миру. Датская логистическая компания Maersk в рамках проекта Special Project Logistics (SPL) в апреле-мае 2020 года доставила 53,3 млн защитных масок для лица из Азии в Северную Америку. 45 млн из них отправились в канадские медицинские учреждения и 8,3 млн — в американские. Maersk также перевозила аппараты для искусственной вентиляции легких американского производства в африканские больницы. В компании по производству пищевых продуктов и бытовой химии Unilever пожертвовали на борьбу с пандемией мыло, дезинфицирующие средства и продукты на сумму €100 млн ($117 млн). В частности, товары на сумму €50 млн ($58,7 млн) передадут в проект COVID Action Platform. Опрошенные The Financial Times эксперты заключают, что компании, которые быстро отреагировали на чрезвычайную ситуацию и сделали приоритетом не прибыль, а общественные интересы, смогут быстро преодолеть кризис и добиться процветания в долгосрочной перспективе.
Партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Иван Кухнин подчеркивает, что компании стремятся пережить возникший во время пандемии кризис с наименьшими для себя потерями, поэтому они вкладывают средства в развитие человеческого капитала и восстановление пробелов в производственных цепочках. «Например, инвестирование в инфраструктуру или в поддержку малого предпринимательства поможет компании избежать значительных потерь, которые могут возникнуть в ее цепочке поставок, — объясняет специалист. — Также социальные инвестиции, направленные на борьбу с пандемией, оказали большое влияние на общий вклад в минимизацию общих экономических потерь от кризиса. Поэтому сохранение или увеличение расходов на социальные программы — это вопрос выживания бизнеса и повышения его устойчивости в будущем».
Открытый вопрос
В «Делойт» разработали четыре сценария того, как пандемия будет влиять на трансформацию социальной и бизнес-среды в ближайшие годы. В соответствии с первым сценарием финансовые стимулы со стороны государства помогут смягчить шок, но малый бизнес и люди с небольшим доходом все равно будут нести значительные убытки. Второй сценарий предусматривает, что коммерческие организации начнут активно сотрудничать друг с другом, а также с государственными и общественными структурами, и совместно разрабатывать инструменты для решения возникающих проблем. В результате многие компании начнут разделять принципы «сознательного капитализма». Они начнут повышать качество взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, что поможет им быстро восстановиться после кризиса.
Согласно третьему сценарию ситуация с коронавирусом будет по-разному развиваться в разных частях мира. Наименьшие потери будут нести восточноазиатские страны, включая Китай, Тайвань и Южную Корею, и именно они впоследствии возьмут на себя ответственность за координацию действий по преодолению кризиса. Наконец, в четвертом сценарии рассматривается ситуация, когда вспышки инфекции будут происходить дольше, чем ожидалось. В результате власти начнут проводить политику изоляционизма, а также усилят контроль за передвижениями граждан. При этом сами люди будут готовы отказаться от личных свобод для сдерживания распространения инфекции.
«Говорить о том, как будет складываться ситуация, пока преждевременно, однако руководители, делающие ставку на устойчивость бизнеса, уже сейчас начинают готовиться к работе в условиях каждого из возможных сценариев», — заключают в «Делойт».
Автор
Евгения Чернышёва