Что происходит на российском рынке органического сельского хозяйства
За год продажи натуральных продуктов в России выросли вдвое по сравнению с остальными товарами повседневного спроса
В последнее время в России растут продажи органических продуктов. Этому способствовало принятие федерального закона, а также пандемия, во время которой люди стали более внимательно относиться к своему питанию, поддерживая естественный иммунитет. Появляется все больше новых производителей «органики». А те компании, которые давно присутствуют на рынке, активно увеличивают объем производства и расширяют ассортимент. Однако ряд факторов, включая высокую стоимость натуральных товаров и низкий уровень информированности людей, тормозят развитие рынка.
В начале 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции», который регулирует производство, хранение, транспортировку и маркировку органической продукции, а также предусматривает создание единого государственного реестра сертифицированных производителей.
В соответствии с документом органическими могут считаться продукция и сырье, при производстве которых не использовались химикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста, гормональные препараты, а также различные технологии, включая методы генной инженерии, клонирование, трансплантацию эмбрионов. Производители также должны создавать комфортные условия для животных, обращать внимание на их адаптивность и устойчивость к болезням.
При желании аграрии могут получить разрешение на маркировку товаров — она представляет собой белый лист на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице или латинице. Для этого необходимо пройти добровольную сертификацию в независимых аккредитованных организациях — например, в АНО «Российская система качества» или ООО «Органик-Сертификация».
В Союзе органического земледелия постоянно обновляют список производителей, прошедших сертификацию по российскому стандарту. В мае там значилось 64 организации, а к началу октября их число достигло 88. Перечень сельхозпредприятий, которые получили международные сертификаты, включает 49 наименований. В списке, который по открытым источникам составили в Национальном органическом союзе, насчитывается более 140 сертифицированных производителей органических товаров. Среди них есть как те, кто прошел сертификацию по отечественному стандарту, так и те, кто обратился в международные органы. В России также работают 10 производителей биопрепаратов, разрешенных для использования в органическом сельском хозяйстве.
Согласно списку Национального органического союза одним из лидеров по числу сертифицированных производств является Ярославская область. Местные хозяйства производят органическое растительное масло, мясную и молочную продукцию, занимаются выращиванием кормовых культур и заготовкой кормов. Например, на территории региона работает крупный агрохолдинг «АгриВолга». Он производит мясомолочную продукцию под брендом «Углече поле», молочную продукцию «Из Углича» и колбасные изделия «Углицкие колбасы». А созданная в 1951 году агрофирма «Авангард» специализируется на разведении племенных романовских овец — породы мясошерстного направления. Хозяйство также занимается производством молока и зерновых. Оба предприятия находятся в Угличском районе Ярославской области и прошли сертификацию в компании ООО «Органик эксперт».
Спрос на здоровое питание стимулирует развитие рынка
По подсчетам исследовательской компании NielsenIQ, в период с мая 2020 года по апрель 2021 года продажи органических продуктов в России выросли на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это вдвое быстрее, чем продажи остальных товаров повседневного спроса (Fast Moving Consumer Goods, FMCG) — в этом сегменте наблюдался 6-процентный рост. Доля сертифицированной органической продукции в товарообороте крупных российских розничных сетей в этот период оставалась незначительной и составила 0,1%. Однако, по словам аналитиков, она продолжает увеличиваться. Это происходит неравномерно, некоторые категории «органики» пока заметно уступают остальным товарам, в том числе из-за высокой стоимости. Например, продажи сертифицированного органического мяса выросли на 3%, а обычного — на 9%.
В NielsenIQ указывают и на рост спроса на товары с такими маркировками, как «био», «натуральный», «эко» и др. Их доля в товарообороте крупных ритейлеров составляет 1,9% (без учета товаров собственной торговой марки и сигарет). В компании уверены, что интерес к натуральному будет способствовать развитию органического производства. Еще один фактор роста — распространение онлайн-торговли. Крупные интернет-магазины предлагают небольшим фермерским хозяйствам площадку для продаж, а покупателям — доступ к уникальным товарам.
Однако в Совете Федерации считают, что наличие большого количества маркировок мешает потребителям отличить органическую продукцию от остальной. Совет планирует упорядочить использование терминов на законодательном уровне. Проблему смешения таких понятий, как «эко», «био», «органический», и других признает и председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.
«Реальный потребительский спрос на органическую продукцию сдерживается низким уровнем информирования потребителей о том, что такое органическое сельское хозяйство и чем органическая продукция отличается от всей остальной», — считает эксперт.
По оценкам Национального органического союза, в 2020 году продажи натуральных продуктов выросли в России на 15–18% по сравнению с 2019 годом и составили €192—194 млн. В 2019 году рост происходил со скоростью 10–12%. Развитию сектора способствовали как изменения на законодательном уровне, так и вспышка коронавируса: люди были вынуждены проводить много времени дома и стали обращать больше внимания на качество продуктов, из которых они готовят. Это пояснил Plus-one.ru исполнительный директор союза Олег Мироненко. По прогнозам специалиста, средний темп роста рынка по итогам 2021 года составит 14–16%. Небольшое снижение будет связано с ухудшением финансового положения потребителей из-за пандемии.
Локализация производства и потребления органической продукции в России
Как отмечает Олег Мироненко, рынок органической продукции развивается в стране неравномерно. В таких категориях, как детское питание и молочные продукты, продажи стабильно растут. При этом овощи и фрукты покупают мало из-за того, что они практически не представлены в магазинах. Лидирующие позиции с точки зрения продаж занимает Москва. В столице, по информации Олега Мироненко, потребляется больше половины всей «органики», которая завозится в Россию или производится на ее территории. Такие же данные приводит Сергей Коршунов: по его словам, на Москву приходится более 56% продаж органической продукции.
Одним из поставщиков органической продукции является Московская область. Однако из-за близкого расположения мегаполиса земли региона слишком загрязнены, и организовать производство можно далеко не везде. Так, территории, которые находятся на расстоянии до 60 км от Москвы, считаются «красной зоной» — там производить «органику» невозможно, говорит Олег Мироненко. Территории на расстоянии до 90 км — это «желтая зона», где нужно принимать определенные меры для превращения земель в пригодные для такого вида хозяйствования. Там, в Волоколамском, Шатурском и Шаховском районах, работают многие производители.
Одно из таких производств, многопрофильное органическое фермерское хозяйство «Ферма М2», находится на берегу Рузского водохранилища на территории Волоколамского района. Его создали сооснователи компании по продаже автомобилей и перевозке грузов Major — Павел Абросимов, Михаил Бахтиаров и Дмитрий Канарейкин. Так М2 — Major стал вторым направлением бизнеса. В 2016 году предприниматели приобрели агрофирму «Шульгино» с залежными землями, которые не обрабатывались в течение десятилетий.
Сейчас на ферме, занимающей 4,5 тыс. га земли, работают молочный и мясной цеха, цех по производству прохладительных напитков, цех по переработке овощей и фруктов, пивоварня, пекарня и другие производства. Продукция хозяйства продается в онлайн-магазине, в фирменных офлайн-магазинах «М2 Органик Клуб», два из которых объединены с ресторанами, а один — с кафе. Кроме того, продукты поставляют в магазины партнеров, среди которых «Азбука вкуса», «Твой дом», Globus и другие. Производимая на ферме продукция имеет как российский (ГОСТ 33980-2016, «Органик»), так и европейский («Евролист») сертификаты соответствия. Последний она получила от немецкой аккредитованной компании Kiwa.
Как органическое сельское хозяйство поддерживают в мире
Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев весной 2021 года сообщил, что в Минсельхозе планируют разработать стратегию по развитию органического производства, которая позволит обеспечить потребителей качественной и доступной «зеленой» продукцией.
Этому сектору экономики уделяют внимание и в других странах. Например, в Евросоюзе (ЕС) реализуют программу Farm to Fork (англ. — «От фермы до вилки»). Она стала частью плана European Green Deal (англ. — «Европейский зеленый курс»). В его рамках власти стран ЕС принимают различные меры для того, чтобы к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года. Стратегия направлена на развитие устойчивых продовольственных систем, не наносящих вреда окружающей среде и помогающих обеспечивать людей доступными и безопасными продуктами.
Ожидается, что к 2025 году для выращивания органической продукции будут использоваться не менее 25% сельхозземель в ЕС. В 2019 году Лихтенштейн и Австрия достигли этой цели. В этих странах органическое сельское хозяйство практиковалось на 41% и 26,1% земель соответственно. Швеция и Эстония были очень близки к ней (22,3% и 20,4%). Об этом сообщается в докладе Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (Forschungsinstitut für biologischen Landbau, FiBL) и Международной федерации движения за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements, IFOAM).
В общей сложности, по подсчетам FiBL и IFOAM, органическое сельское хозяйство в 2019 году практиковали 187 стран на территориях общей площадью 72,3 млн га. Под земледелие использовалось 1,5% земель сельскохозяйственного назначения. Лидерами по этому показателю были Океания (9,6%) и Европа (3,3% во всех европейских странах и 8,1% — в странах Евросоюза). В России на долю таких земель приходилось 0,3%, или 674 га от площади всех сельхозземель. Россия вошла в десятку стран, где наблюдался самый высокий рост органических сельхозугодий. Для сравнения: в 2018 году такие продукты выращивались на 606 га земель, за год показатель вырос на 11,1%. Объем продаж органической сельхозпродукции в России в 2019 году оценивался в €160 млн.
Сейчас, как утверждает Олег Мироненко, российских производителей «органики» поддерживают в основном на региональном уровне. Различные программы по развитию органического сельского хозяйства приняли 15 регионов. Восемь из них, по словам специалиста, «наполняют эти программы деньгами». Среди них — Воронежская область, где одной из мер поддержки стало субсидирование основных затрат. Их аграрии несут в период конверсии, то есть при переходе с традиционного на органическое сельское хозяйство. Только в 2020 году в регионе появилось более 20 производителей «органики», и сейчас их количество продолжает расти.
«Развитие органического сельского хозяйства сохраняет плодородие земель, увеличивает агробиоразнообразие, позволяет сохранить популяции пчел и других опылителей, от наличия которых зависит более 12% всей растениеводческой сельхозпродукции. Органическое производство также помогает вводить в оборот неиспользуемые сельхозземли, на которых не применялись химические удобрения и пестициды», — заключает Сергей Коршунов.
Автор
Евгения Чернышёва