Транспорт нового мира
Как вспышка коронавируса повлияет на сервисы по аренде электросамокатов
В 2018 году в городах по всему миру стали появляться пункты краткосрочной аренды электросамокатов. Владельцы сервисов обещали, что дешевый и экологичный вид транспорта совершит революцию в области городской мобильности. Но вскоре рынок стал насыщаться, оборудование — изнашиваться, а пользователи и регуляторы — жаловаться на проблемы с безопасностью. Вспышка коронавируса усугубила ситуацию: компании начали сокращать персонал и навсегда уходить с некоторых рынков. Однако возможно, что с окончанием пандемии люди начнут активно пользоваться транспортом, с помощью которого можно в одиночку быстро перемещаться на короткие дистанции.
Кризис до кризиса
Многие сервисы по аренде самокатов работают по модели free float (в пер. с англ. — «свободное плавание»): самокаты не привязаны к парковкам и после поездки их можно оставить в любом месте в разрешенной зоне. Это позволяет быстро преодолевать «последнюю милю» — небольшое расстояние от остановки общественного транспорта до дома или офиса. Однако горожане стали жаловаться на то, что электросамокаты заполонили улицы и мешают свободно перемещаться по городу. Со временем стало понятно и то, что люди пренебрежительно относятся к чужому имуществу и не соблюдают правила пользования транспортными средствами. В результате они не только портят прокатную технику, но и становятся участниками дорожно-транспортных происшествий.
Так, журналисты издания Quartz подсчитали, что с августа по декабрь 2018 года электросамокаты марки Bird в американском городе Луисвилле служили в среднем 28,8 дня, а затем выходили из строя. Кроме того, по данным Quartz, в период с 2018 года по начало 2020 года в инцидентах с участием электросамокатов во всем мире погибло по меньшей мере 29 человек. В 11 авариях участвовали пользователи самокатов марки Lime, еще трех — марки Bird. В девяти случаях СМИ не называли компанию — производителя транспортного средства. Чаще всего жертвами становятся сами водители, но иногда страдают и пешеходы. Первый случай гибели пешехода из-за столкновения с электросамокатом, как сообщала испанская газета El País, произошел в Барселоне в августе 2018 года. Двое молодых людей на одном электросамокате наехали на 90-летнюю женщину. Она ударилась головой о землю и через несколько дней скончалась в больнице от полученных повреждений.
В начале 2019 года американские ученые выяснили, что передвигаться на электросамокате зачастую опаснее, чем на велосипеде или пешком. В исследовании, опубликованном в журнале JAMA Network Open, сообщалось, что в два отделения неотложной помощи в Лос-Анджелесе за год попало 249 пациентов, получивших травмы после поездки на самокате. Среди велосипедистов насчитывалось 195 госпитализированных, а среди пешеходов — 181. Кроме того, пользователи электросамокатов, по сравнению со всеми остальными, получали более серьезные повреждения: разрывы связок, переломы, черепно-мозговые травмы. Ученые отметили, что более 90% водителей электросамокатов не использовали шлемы.
Как отмечает издание Axios, после периода стремительного роста прокатные компании были вынуждены бороться за выживание в капиталоемкой и убыточной отрасли. Многие инвесторы скептически относились к жизнеспособности бизнеса по аренде электросамокатов и говорили, что вспышка коронавируса может стать для предпринимателей «последней каплей». Так, сотрудник венчурной компании из Сан-Франциско 1984 Ventures Аарон Мишель прогнозировал, что компании, не имеющие крупных спонсоров, потерпят крах, а все остальные вернутся к минимальным финансовым показателям.
Эксперт по городской мобильности, сотрудница консалтинговой компании Nelson\Nygaard Эмили Кастор подчеркивала, что пандемия может негативно повлиять на компании с большими накладными расходами. В первую очередь это касается предприятий, которые уже находятся в неопределенном финансовом положении. «Если карантин продлится, им придется как минимум начать увольнять сотрудников из ключевых команд, потому что единственные расходы, которые невозможно свести к нулю, — это зарплата персонала и аренда недвижимости», — говорила она.
С 2019 года такие стартапы, как Bird, Scoot, Lyft, Skip и Lime, сокращали сотрудников и прекращали работу в некоторых городах. В частности, из американского стартапа Lime в начале 2020 года уволили примерно 14% сотрудников, что составило около 100 человек. Кроме того, компания приостановила работу в 12 городах США, Европы и Латинской Америки. При этом руководство подчеркнуло, что это не связано с финансовыми трудностями. Таким образом владельцы надеялись выйти на прибыль и захватить новые рынки. «Мы уверены, что в 2020 году Lime станет первой мобильной компанией следующего поколения, которая будет прибыльной», — говорил тогда президент Lime Джо Краус.
Бум на рынке микромобильности
Из-за ограничительных мер на фоне распространения коронавируса владельцы компаний действительно начали сталкиваться с трудностями. В середине апреля в Lime приостановили аренду самокатов во всех странах, кроме Южной Кореи, где к тому времени сумели практически остановить эпидемию коронавируса. К концу месяца из организации также уволили 13% от общего числа сотрудников — всего 80 человек. В письме к персоналу бывший генеральный директор Lime Брэд Бао сообщил, что буквально за одну ночь компания прошла путь от организации, которой удалось достичь прибыльности, к той, которая была вынуждена приостановить операции на 99% рынков.
Другая американская компания — Lyft — навсегда покинула три калифорнийских города: Окленд, Остин и Сан-Хосе. Из компании также уволили 982 сотрудника. Ранее руководство американского стартапа Bird прекратило трудовые отношения с 406 работниками, на которых приходится около 30% от всех занятых в компании. В Jump, компании по прокату электрических велосипедов и самокатов (дочерняя компания Uber), приостановили работу прокатных пунктов в большинстве европейских стран, а также уменьшили размеры парков в США. Кроме того, по требованию властей компания перестала работать в калифорнийском городе Сакраменто.
Однако постепенно компании возвращаются к работе. В частности, в Lime возобновили обслуживание в Париже, Берлине, Копенгагене, Варшаве, Тель-Авиве, Вашингтоне и других городах. Кроме того, в начале мая в Lime сообщили о привлечении инвестиций в размере $170 млн. Основным инвестором выступила компания Uber, которая также продала Lime свою компанию Jump. Среди других инвесторов — технологическая компания Alphabet (владеет в том числе Google), инвестиционная компания Bain Capital Ventures, венчурный фонд GV (инвестиционное подразделение Alphabet).
Еще в прошлом году сотрудники консалтинговой компании McKinsey отмечали, что микроэлектротранспорт (электрические велосипеды, самокаты и мопеды) позволяет горожанам избежать стресса и не тратить время на ожидание автобуса или парковку автомобиля. При этом у людей появляется возможность проводить больше времени на свежем воздухе, что благоприятно сказывается на состоянии их здоровья. Пандемия, по мнению экспертов, может стимулировать развитие отрасли, так как из-за страха заразиться горожане начнут отказываться от общественного транспорта.
Кроме того, развитию микромобильности уделяют все больше внимания городские власти. Так, правительство Великобритании выделило £2 млрд на развитие «зеленой» транспортной инфраструктуры. В рамках этой инициативы в стране создадут новые велодорожки и зарядные станции для электромобилей, а также легализуют поездки на электросамокатах. До сих пор, в соответствии с британским законодательством, электросамокаты классифицируются как легкие персональные электрические средства передвижения (от англ. — Personal Light Electric Vehicles, PLEVs) и должны быть соответствующим образом сертифицированы. Использовать такой транспорт можно только на территории частной собственности с разрешения владельца. Этим воспользовалась компания Bird, открывшая прокат в Олимпийском парке королевы Елизаветы в районе Стратфорд, который является частной территорией. Ожидается, что в пилотном режиме сервисы по аренде электросамокатов начнут работать в городах Англии, Уэльса и Шотландии.
В мае 2018 года сервис по аренде электросамокатов «Делисамокат» запустили в Москве. За два года с его помощью пользователи совершили более 540 тыс. поездок. Сейчас москвичам доступно более 2,6 тыс. электросамокатов. В этом году на рынок должны выйти еще две компании-оператора, и число транспортных средств в городе увеличится до 6 тыс.
Автор
Евгения Чернышёва