Коронавирус как катализатор роста

Отрасли, которые преуспели в результате пандемии

Фото: Unsplash

Сокращение мирового ВВП, рост безработицы, падение доходов населения — эксперты уверены, что мировая экономика еще долго будет восстанавливаться от кризиса, вызванного пандемией. Особенно сложно придется тем отраслям, которые связаны с трансграничными перевозками и межличностным общением: авиация, туризм, гостеприимство, развлечения, общепит. Но есть и те сферы, которые благодаря коронавирусу оказались в выигрышном положении.

Фармацевтическая и медицинская промышленность

Как отмечают эксперты аудиторско-консалтинговой компании EY, ведущие фармацевтические компании в основном сосредоточены на производстве и продаже противоопухолевых препаратов. Так, в 2019 году клинические испытания проходили 2 586 лекарственных средств для терапии раковых заболеваний и 605 препаратов против инфекционных болезней. В начале пандемии многие страны столкнулись с острой нехваткой лекарств, медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты, включая антисептики, маски и перчатки. Компании, которые не специализируются на производстве медицинских и фармацевтических товаров, начали переориентировать свою деятельность. Так, в апреле на Королевском монетном дворе Великобритании пообещали выпустить более 1,9 млн защитных медицинских козырьков и поставить их в государственные клиники Англии и Уэльса. Помощь британскому правительству оказала и компания — производитель бытовых приборов Dyson, которая разработала новую модель аппаратов искусственной вентиляции легких. Фабрики LVMH, французского производителя предметов роскоши под марками Louis Vuitton, Christian Dior и других, начали выпускать дезинфицирующие средства. Предприятия испанской компании Inditex, владеющей сетевыми брендами Zara, Bershka и Pull & Bear, стали производить защитные маски для лица.

По оценкам аналитической компании Fortune Business Insights, в 2020 году объем мирового фармацевтического рынка мог бы составить $1 316 млрд. Однако вспышка коронавируса повлечет его незначительное сокращение — до $1 310 млрд. В условиях пандемии, как обратили внимание аналитики EY, крупные компании значительно ускорили разработку и тестирование новых продуктов. К началу лета производители лекарств создали более 700 видов тестов на коронавирус, а также разработали 242 потенциальных препарата и 161 потенциальную вакцину. Многие из фармкомпаний потратили большое количество ресурсов впустую. Но те, кому удалось создать эффективные препараты, получили большую выгоду. Так, стоимость акций американской компании Pfizer выросла на 15% после того, как в СМИ появились сообщения о 90-процентной эффективности разработанной ей вакцины. Капитализация американского производителя тестов на коронавирус Quidel после новостей о вакцинах, наоборот, снизилась на 28%.

Телемедицина

Фото: Unsplash

Системы здравоохранения во многих странах мира не справлялись с резким ростом заболеваемости: в больницах не хватало коек, врачи не успевали посетить всех пациентов. Безопасной альтернативой очным визитам к врачам стали удаленные консультации. Только за вторую неделю марта количество обращений в американский телемедицинский сервис Teladoc выросло на 50% по сравнению с предыдущей неделей. Показатель достиг 100 тыс., или около 15 тыс. обращений в день. В начале апреля в исследовательской организации Health Research Institute (HRI, часть консалтинговой компании PwC) провели опрос среди 2,5 тыс. американцев. 5% опрошенных сообщили, что во время пандемии они или их родственники впервые воспользовались телемедицинскими услугами. Большинству респондентов требовались консультации по поводу хронических заболеваний. Активно использовать услугу стали люди, которые привыкли заботиться о своем здоровье и регулярно проходили обследования. Эксперты зафиксировали, что заметно увеличился спрос на консультации специалистов по ментальному здоровью: к ним впервые обратились 12% респондентов HRI. 88% участников опроса отметили, что они намерены пользоваться телемедицинскими сервисами и в дальнейшем.

В исследовательской компании MarketsandMarkets также отмечают, что пандемия стала катализатором для развития мирового рынка телемедицинских услуг, стоимость которого составляет $38,7 млрд. Ожидается, что он будет расти со скоростью 37,7% и к 2025 году достигнет $191,7 млрд. Помимо высокого спроса со стороны пациентов, развитию рынка будет способствовать еще несколько факторов. Это внедрение новых технологий, в том числе в области искусственного интеллекта и аналитики больших данных, а также изменения в законодательном регулировании. А ограничивать рост рынка могут низкая осведомленность пациентов, особенно пожилых, и нежелание врачей отказываться от традиционной практики.

В России спрос на телемедицинские услуги во время вспышки коронавируса увеличился по меньшей мере в два раза, а в некоторых случаях и в десять раз, сообщает «Коммерсант». По прогнозам главы Северо-Западного дивизиона страховой компании «Ренессанс-страхование» Татьяны Никифорович, к концу 2020 года оборот рынка в стране будет составлять 3 млрд рублей. Это вдвое больше, чем в 2019 году. По итогам 2021 года этот показатель может достичь 6 млрд рублей. К 2025 году, как ожидают в инвестиционном фонде VEB Ventures, дочерней компании ВЭБ.РФ, объем российского телемедицинского рынка вырастет в 60 раз — до 96 млрд рублей. Сейчас телемедицинские услуги оказывают как государственные учреждения, так и частные компании, включая ONDOC, «Доктор рядом», «ТелеМед», «ОнлайнДоктор» и другие.

Онлайн-ритейл и FoodTech

Пандемия увеличила темпы роста рынка электронной коммерции. Как следует из данных американской исследовательской компании eMarketer, к концу 2020 года объем онлайн-продаж во всем мире достигнет $3,9 трлн. Более 60% всех интернет-продаж ($2,4 трлн в денежном выражении) придется на Азиатско-Тихоокеанский регион, 19,1% ($749 млрд) — на Северную Америку и 12,7% ($498 млрд) — на Западную Европу.

В России, как следует из оценок Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первое полугодие 2020 года оборот e-commerce достиг 1,6 трлн рублей. Около 1,3 трлн (84%) из них пришлось на долю внутренней торговли и еще 268 млрд (16%) — на долю трансграничной. Доля электронной коммерции в общем обороте розничной торговли за этот период выросла до 10,9%. Как отметил глава АКИТ Артем Соколов, по этому показателю Россия приблизилась к таким крупным игрокам рынка, как США (13,9%) и Китай (29,9%). «Таких катализаторов, как COVID-2019, у нас еще не было никогда в истории, и даже по графикам, которые отражают развитие оборотов по месяцам, видно, что в те месяцы, когда был COVID, e-commerce вырос ровно в два раза», — сказал он.

Самый большой рост наблюдался в апреле: оборот на локальном рынке эксперты оценили в 309,2 млрд рублей, а на зарубежном — в 36,8 млрд рублей. Для сравнения, в январе эти показатели составляли 142,4 млрд рублей и 51,1 млрд рублей соответственно. Больше всего покупок на обоих рынках совершили жители Москвы (29,2% в российских интернет-магазинах и 26,6% — в зарубежных), Санкт-Петербурга (по 7,8%) и Московской области (6,4% и 7,7%). На российских площадках россияне чаще всего покупали одежду и обувь (30,2% от всех покупок), цифровую и бытовую технику (29,5%), продукты и еду из заведений общепита (14,1%). К концу года оборот электронной торговли может достичь 2,9 трлн рублей, что на 45% больше, чем в 2019 году (2 трлн), прогнозируют в АКИТ.

В аналитической компании Nielsen отмечают быстрый рост онлайн-продаж в сегменте FMCG (от англ. — Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного потребления). По сравнению с прошлым годом значительно увеличились продажи таких товаров, как подгузники (на 46%), сухое детское питание (25%), корма для собак (21%), зерновой кофе (9%), шампуни (8%) и средства для уборки дома (5%). По словам экспертов, в первое время ритейлеры не успевали удовлетворять спрос покупателей. Но затем они увеличили количество складов, наняли новых сотрудников, а также добавили новые функции в свои приложения, благодаря чему ситуация стабилизировалась. Кроме того, некоторые магазины, как напоминают в аналитической компании CBI Insights, стали обращаться к сторонним FoodTech-сервисам (использование цифровых технологий в сфере производства, доставки и приготовления еды. — Прим. Plus-one.ru). В одном из них — американском Instacart (предлагает доставку продуктов из магазинов) — в марте количество заказов увеличилось на 150%. Поэтому в компании решили нанять 300 тыс. новых курьеров. О росте числа обращений сообщили и в американской компании в Takeoff Technologies, которая предлагает решение eGrocery для автоматизированного сбора и обработки заказов.

FoodTech-инструменты также начали пользоваться большим спросом в ресторанной индустрии. Так, сотрудники российского сервиса Delivery Club в мае доставили более 5,5 млн заказов (без учета доставки продуктов и заказов навынос). За апрель и май компания стала обслуживать 4,5 тыс. новых ресторанов, а общее число партнерских заведений превысило 20 тыс. Агрегатор «Яндекс.Еда» расширил сеть обслуживания и в апреле стал работать еще в 32 городах.

Онлайн-сервисы для работы, учебы и развлечений

Фото: Unsplash

После перехода на удаленную работу люди стали активно использовать сервисы для видеоконференцсвязи. Например, с 13 по 19 марта количество пользователей платформы Microsoft Teams увеличилось на 12 млн. А количество людей, которые ежедневно используют сервис Zoom, в марте составляло 200 млн — вдвое больше, чем в 2019 году. Стоимость акций компании, как напоминает CBI Insights, с декабря 2019 года по апрель 2020 года выросла на 72%. Кроме того, пандемия заставила компании работать над повышением качества своих продуктов и расширять их функционал. В MS Teams, например, появилась функция шумоподавления, а в Zoom — специальные фоновые изображения, которые позволяют скрывать происходящее за спиной человека. «Приложения для телеконференций почти наверняка станут частью „новой нормы“, когда пандемия утихнет, — говорят аналитики CBI Insights. — Но сходство между продуктами может указывать на низкую вероятность того, что какая-то одна компания станет победителем».

У некоторых людей на самоизоляции появилось больше свободного времени, поэтому они стали чаще обращаться к образовательным онлайн-платформам. Этому способствовало и то, что некоторые компании сделали часть своих ресурсов бесплатными. Среди них оказалась британская платформа для онлайн-обучения Pearson (работает в 70 странах). В результате только за март количество посещений сайта выросло в четыре раза. Другая британская компания — The Maths Factor (предлагает уроки по математике для детей в возрасте от 4 до 12 лет) — тоже открыла доступ к своим урокам, и за первый день у сервиса появилось более 40 тыс. новых подписчиков. Резкий рост интереса отметили и на образовательной онлайн-платформе Udemy: только за вторую половину марта количество новых пользователей увеличилось на 425%. На сайте Coursera с середины марта до июня появилось более 25 млн новых обучающихся, что на 520% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Российские пользователи стали активно обращаться к таким ресурсам, как «Нетология», Skyeng, Лекториум, «Учи.ру». В частности, платформой «Учи.ру», которая предлагает материалы и решения для проведения школьных занятий, в конце марта — начале апреля пользовался каждый второй школьник — всего более 7 млн человек. Бесплатные трансляции уроков для 1–8 классов за это время посмотрели более 4,5 млн раз.

Заметно вырос спрос и на развлекательные онлайн-сервисы. Исследование британского неправительственного агентства Ofcom, контролирующего работу телекоммуникационных и медиакомпаний, показало, что во время самоизоляции взрослые британцы проводили за просмотром телевизора и видео в интернете более 40% времени бодрствования. В среднем это составило 6 часов 25 минут в день, или более 45 часов в неделю. В частности, 1 час 11 минут британцы тратили на просмотр контента на видеостриминговых платформах, включая Amazon Prime, Disney+ и Netflix. Многие сообщили, что они подписались на подобные сервисы впервые и планируют пользоваться ими в дальнейшем. Так, за первый квартал 2020 года у онлайн-кинотеатра Netflix появилось почти 16 млн новых подписчиков — в два раза больше, чем за последний квартал 2019 года. Более 7 млн из них проживает в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, еще 2,3 млн — в США и Канаде. Общее число подписчиков достигло 182 млн (по данным Netflix, 195 млн платных подписок) человек. Выручка компании за этот период составила $5,7 млрд, что на 27% больше, чем в первом квартале 2019 года, а прибыль — $709 млн по сравнению с $344 млн годом ранее.

Еще одно развлечение на самоизоляции — видеоигры. Так, в конце марта в американской компании Activision Blizzard выпустили бесплатную игру Call of Duty: Warzone, и за одни сутки ее скачали 6 млн раз. Аналитики прогнозируют, что стоимость мирового рынка по итогам года будет составлять от $159 до $167 млрд, а через несколько лет превысит $200 млрд.

В апреле 2020 года эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) указали, что экономический кризис, спровоцированный пандемией, заставит бизнес отказаться от множества устаревших приемов. Выжить смогут только те компании, которые сумеют быть гибкими. Основными факторами успеха в ВЭФ назвали использование облачных вычислений, искусственный интеллект и автоматизацию.

«Коронавирус заставит переродиться многие отрасли промышленности, поскольку на самоизоляции переоцениваются и переосмысливаются способы потребления, поставки, взаимодействие и производительность», — напомнили в ВЭФ.